Лех Валенса: "Без Беларуси нет Европы"

0
13

Главной целью приезда легендарного польского политика в одну из восточных гмин стало открытие памятника «Ворота свободы», установленного возле трассы Варшава — Тересполь, километрах в десяти от польско-белорусской границы.

Как потом сказал журналисту «Вечерки» войт гмины Кшиштоф Иванюк, идея установки монумента родилась в начале этого года. И сразу предполагалось участие Леха Валенсы. Свободное «окно» у национального героя Польши появилось во второй половине августа. Ради приезда нобелевского лауреата даже «Дожинки» сместили на более раннее время.
Валенса приехал в Тересполь еще в субботу. Он принял участие в заседании рады гмины, во время которого ему вручили знак Почетного гражданина гмины Тересполь. Забегая вперед, скажу, что в воскресенье после открытия памятника в Кобылянах староста Бяльского повета Тадеуш Лазовски вручил президенту еще одну медаль — Почетного гражданина повета. Наград у Леха Валенсы хватает, но, судя по его радостному лицу, подобные знаки признания находят отклик в его сердце.
Сам же памятник представляет собой фрагмент знаменитой Берлинской стены и кирпичей одного из зданий Гданьской верфи, где зародилось движение «Солидарность». Деятельность этой профсоюзной организации привела к изменению политической ситуации в Польше, да и, пожалуй, во всей Европе. На фрагменте памятника флаг независимого профсоюза в камне, внизу, на небольшом насыпном холме, — памятная доска.
Лех Валенса не только открыл памятник, но и с удовольствием позировал с давними соратниками, с представителями местных властей. А затем прошелся возле многотысячной толпы людей, поминутно останавливаясь возле того или иного соотечественника, дабы запечатлеться на камерах фоторепортеров и тележурналистов. Валенсу принимали с восторгом. И не случайно войт гмины Кшиштоф Иванюк, обращаясь к президенту, сказал: «Вы живой символ борьбы польского народа за свою свободу».
«Мечтаю приехать в Брест на велосипеде»
Одним из тех, кто выступил на церемонии, был Карл Хайнц Шрётер, староста немецкой общины, по территории которой некогда проходила Берлинская стена.
Господин Шрётер заметил, что разрушение Берлинской стены символизировало окончание «холодной войны». На что практически мгновенно отреагировал Лех Валенса: «Не было бы Гданьска 1980 года, «Солидарности», вряд ли бы так скоро рухнула и Берлинская стена».
Вот еще несколько высказываний Валенсы, услышанных журналистами как на церемонии открытия памятника, так и во время скоротечной пресс-конференции:
– Никто не думал, что мы сможем победить. Но мы просто собрали рабочих, представителей интеллигенции и пригласили западных журналистов. И показали, что есть оппозиция коммунистическому режиму. И начали свою борьбу за слом этой власти. Тогда, в начале 80-х годов, никто не верил, что это получится. Но поддержка народа, церкви, авторитет папы Иоанна Павла II помогли сделать возможным то, что считалось невозможным.
– Я называю три задачи «Солидарности». Во-первых, слом коммунистической власти. Мы ее выполнили. Во-вторых, ликвидация монополии на власть. Разве было бы хорошо, если бы вместо одной партии власть взяла только одна другая, пусть это и «Солидарность»? Сегодня в Польше многообразие политических сил и каждый гражданин может выбрать идеи, которые отвечают его сердцу. Я не поклонник капитализма, скорее наоборот, но это выбор народа и гораздо лучше, чем то, что существовало в нашей стране после Второй мировой войны и до 1989 года. Третья задача — построение интегрированного в мировую систему общества. И мы все вместе ее выполняем.
– Без Беларуси нет Европы, как Европу можно представить без этой страны? Будучи президентом, я взял курс на интеграцию Польши в общеевропейское пространство. И счастлив, что мы в мировом сообществе, что между многими странами стираются границы. В начале 90-х годов мы вели интенсивные переговоры о включении Беларуси в общеевропейский контекст. Позже эти процессы затормозились, но сегодня вновь стоят на повестке дня.
– Можете не верить, но одной из самых главных наград я считаю велосипед, подаренный мне депутатами литовского парламента. В свое время, будучи в Литве, сказал, что рано или поздно останутся только символические границы между нашими странами. И я спокойно приеду на велосипеде к ним в гости. И вот Польша — член ЕС, как и Литва. Литовские парламентарии вспомнили о моей фразе и подарили велосипед. Знаете, я очень хочу на нем проехать, не дергая язычок звонка и не нажимая на тормоза, из Тересполя в Брест. Пока физических сил хватает, но ведь есть граница…
«Вкусно, потому что бяльское!»
Безусловно, открытие памятника «Ворота свободы» стало самым значимым событием бяльских «дожинок». Но не одними церемониями жив праздник. Проходило множество конкурсов: определение лучшего «дожинковского» символа, лучшего по вкусу хлеба, лучшей презентации своей гмины. Угощали традиционными национальными блюдами всех гостей. Корреспондент «Вечерки» попробовал и выпечки, и шмальца, и сыра с молоком. Вместе с коллегой из другой брестской газеты задержались у палатки, в которой хозяйничала руководитель финансовой комиссии рады (совета депутатов) гмины Тересполь Галина Остапчук. Конечно, отведали и хлеба, и малосольных огурчиков, и вкуснющих пельменей, приготовленных дочкой депутата Агнетой. Ну и что из того, что «в руках» пани Галины годовой бюджет, по нашим меркам, сельсовета в 20 миллионов злотых (около 7 миллионов долларов) плюс весомые средства из фондов организаций ЕС. На празднике нет начальства и подчиненных, здесь все радеют за свое, народное.
А еще подкупило то, что над огромной зеленой площадкой (здесь делают праздник сельчан не на асфальте, а на траве) не витал дух шашлыков. Ну не польское это блюдо! Впрочем, как и не белорусское. Зато домашними колбасками, «вендженым» мясцом, салом, огурчиками и помидорчиками гостей угощали от души. Не было металлодетекторов и ощупывания карманов, но не довелось увидеть ни одного гостя (их собралось не менее трех тысяч), который бы принес с собой бутылку водки и закуску к ней. Спиртное не продавалось, но несколько точек с разливным пивом работали.
Кстати, о крепких напитках. После обмена мнениями Карл Хайнц Шрётер преподнес Леху Валенсе бутылку водки. Но не простую — российскую «войсковую». Такой в магазине не купить, последний раз она разливалась в 1994 году, когда уже не советские, а российские войска покидали Восточную Германию. По мнению дарящего, распить эту бутылочку будет очень символично.

Юрий Рубашевский, "Вечерний Брест"

Тересполь — Брест  

Предыдущая статьяОсиповичские дети идут на поправку
Следующая статьяЕщё трое белорусов заболели "свиным" гриппом

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь