Некляев: «Где я возьму деньги на экономику? Отвечаю»

0
10

Президентская гонка в самом разгаре, претенденты продолжают доводить до избирателей свои идеи и программы. И хотя список проблем в стране гигантский, большинство всё же волнует главное: цены, зарплаты, пенсии, рабочие места. То есть экономика. Об этом мы поговорим сегодня с кандидатом в президенты Владимиром Некляевым.

 

— Владимир Прокофьевич, никто не сомневается, что при таком президенте как вы, с культурой все будет в порядке. Но людей волнует базис – экономика. Не приведёт ли смена власти к тому, что пенсии и зарплаты упадут или перестанут выплачиваться?

— Разумеется, зарплаты и пенсии никуда не денутся. Их платит не президент из собственного кармана Это то, что люди сами заработали.

Более того, уже сегодня вполне реально повысить пенсии, потому что 469 тысяч рублей средней пенсии – это позор. Слишком много денег тратится на содержание государственного аппарата. Президент и его администрация обходятся государству в такие деньги, что за этот счёт можно было бы пенсию платить еще на 208 тысяч человек. Можно и поскромнее администрацию содержать, пока пенсионеры в такой нищете. В Дрогичине с 15 тысячами населения строится ледовый дворец стоимостью в десятки миллиардов рублей. Кому он там нужен? Зачем такие расходы? Надо сначала хижины в деревнях отремонтировать, а уж потом строить дворцы.

Для того чтобы повысить пенсии и пособия деньги нужно заработать – из воздуха они возьмутся. Да и занимать у других больше нельзя. Поэтому надо обратить внимание на налоговую систему. И во всем мире знают, что чем сложнее налоговая система и выше налоги – тем хуже их платят. Белорусская налоговая система – одна из самых сложных в мире. Поэтому если радикально упростить эту систему и даже снизить некоторые налоги – денег в бюджете будет больше. Люди просто начнут их исправно платить.

— А откуда у вас вообще экономические знания? Вы же не экономист, тогда кто пишет вам экономическую программу?

— В моей команде работают отличные экономисты – в том числе и из государственных структур. По вполне понятным причинам они сегодня не хотят афишировать свои имена, опасаясь репрессий. Сам я последний год посвятил освоению новых знаний, в том числе и в области экономики. При этом я считаю, что президент не должен руководить реформами в отдельной отрасли и тем более командовать предприятиями. Президент должен после совета со специалистами и одобрения парламента реализовать стратегические приоритеты в экономике.

— Ну что ж, поговорим о стратегических приоритетах. 15 лет Беларусь жила на российские дотации. Халява закончилась – что дальше? Падение уровня жизни или есть волшебный рецепт?

— Во-первых, потенциально в отношениях с Россией далеко не всё так плохо, как выглядит сейчас. Дело в том, что в нынешней цене за нефть и газ очевидна «имиджевая составляющая», которую нам выставляют в качестве надбавки из-за нежелания российского руководства иметь дело с Лукашенко. Любое новое руководство Беларуси не будет иметь такого «шлейфа» негатива и взаимных обид. Значит и переговоры могут быть более успешными и выгодными для нас.

Однако при этом не стоит рассчитывать на продолжении политики обмена ресурсов, на разговоры о славянском братстве. Отношения надо строить на взаимовыгодной основе. Поэтому единственное, что нам остаётся – это зарабатывать самим, не рассчитывая на доброго дядю.

— Ну и где же мы можем заработать столько, чтобы рассчитаться по новым ценам за энергоресурсы?

— Важнейшая проблема, которую нам нужно решать прямо сегодня – это ликвидация бюрократической зависимости производителя от чиновника. Людям просто не дают работать. 14 % белорусов хотели бы создать собственное дело, мы очень предприимчивые люди, ничуть не хуже других европейцев. В развитых государствах половину денег в ВВП дает малый и средний бизнес, а в Беларуси только 20 %. Снимите удавку с шеи предпринимателя – и он начнет зарабатывать. Главное – не мешать.

— Один из больных вопросов – мы импортируем больше, чем экспортируем. В результате страна залезла в громадные долги и продолжает залезать все больше. Программы импортозамещения не работают: люди хотят покупать импортные товары, а не белорусские. Как с этим бороться?

— Я полагаю, что бороться с импортом – бессмысленное занятие. Запретами ничего решить нельзя. Надо наращивать экспорт – это единственное разумное решение проблемы отрицательного сальдо внешней торговли. Ну и, разумеется, поднимать качество белорусских товаров. Не надо навязывать людям фальшивый патриотизм и пытаться заставлять их покупать отходы производства. Когда белорусские товары будут лучше импортных аналогов – люди сами будут их покупать и таких примеров много. Кроме того, эта проблема также сильно увязана с проблемой белорусско-российских отношений. Невозможно развивать экспорт без доступа на российский рынок. Так что и здесь нам предстоит распутывать старые узлы проблем.

— Основа нашего благосостояния – экспорт продукции белорусских предприятий. Однако сегодня весь мир с настороженностью смотрит на то, как производство из развитых стран неуклонно перемещается в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Там люди готовы работать буквально за плошку риса, без пенсий и социального страхования. В результате продукция в государствах с более высоким уровнем жизни и социальной защиты становится неконкурентоспособной. Через 10–15 лет может выясниться, что белорусские товары никто не покупает – китайские аналоги дешевле. Что делать?

— Вы правильно подметили, что сегодняшнее благосостояние – не гарантия завтрашнего. Кризис чётко показал: продав товар сегодня, нужно думать, что сделать, чтобы больше заработать завтра. Иначе послезавтра можно потерять вообще всё. Экономика – это непрерывное соревнование. Что могут белорусы противопоставить дешевому труду китайцев? Несомненно, свои мозги.

В 21 веке решающий эффект имеет только разработка и быстрое освоение новых технологий. И тогда не имеет значения, сколько стоит труд китайского рабочего, если он работает на мануфактуре 19 века – даже если он работает вообще бесплатно – ему не угнаться ни по качеству, ни по производительности за современным производством. Для разработки и внедрения технологий нужны не дешевые поденщики, а образованные инженеры. За этим будущее.

— Сельское хозяйство сегодня представляет собой большую дыру, куда уходят миллиарды капиталовложений. При этом импортные продукты дороже только за счет громадных пошлин. Почему так происходит и как это изменить?

— В Беларуси есть ряд крупных прибыльных сельскохозяйственных организаций – их, несомненно, надо сохранить, а их опыт распространять на другие. Но и в сельском хозяйстве без раскрепощения человека ничего хорошего не будет. Нужно дать свободу крестьянину. Нужна частная собственность на землю. Тогда в эту отрасль придут инвестиции и инновации. Если белорусская корова дает в разы меньше молока, чем голландская, то это, несомненно, можно изменить. В мире есть признанные лидеры в области сельскохозяйственных технологий – те же израильтяне, например. Они готовы делиться с нами своими достижениями. Будут гарантии для собственников – будут инвестиции и в эту отрасль. Я бы освободил таких инвесторов от налогов лет на 10 – лишь бы создавали новое производство на уровне мировых стандартов.

— Экономисты бьют тревогу, что треть рабочих мест находится под угрозой сокращения. С другой стороны предприятия вынужденно держат на работе людей, без которых можно выпускать столько же продукции. То есть работу двоих выполняют трое. Что делать с более чем миллионом работников: увольнять или продолжать платить им деньги за ненужную работу?

— Альтернатива невесёлая: или всем маленькую зарплату, или миллион людей уволить, а остальным платить достойно. Первое надоело, но и второе – не выход. Людей нельзя выкинуть на улицу. Поэтому проблему надо решать постепенно. И кроме создания новых рабочих мест никаких других разумных идей в мире не придумано. А для этого нам нужны инвесторы, нужен как воздух тот самый малый и средний бизнес, про который мы говорили.

А инвесторам нужны гарантии защиты собственности, которых нынешний режим предоставить не может. Кто поверит властям, которые столько раз обманывали даже таких крупных инвесторов, как Форд и Макдональдс? Кто может чувствовать себя защищенным в стране, где любую собственность могут отобрать по прихоти чиновника? Кто захочет вкладывать туда, где на каждый заработанный рубль нужно заполнить пять заявлений и получить 10 справок?

Самая главная проблема в этом смысле – малые города. Если в столице или в областном центре есть шанс найти работу, то в городе, где 1–2 крупных предприятия и половина населения на них работает, массовое сокращение может обернуться социальной катастрофой. С другой стороны, именно малые города имеют потенциал для развития и именно туда могут прийти серьёзные инвесторы. Если создать им для этого условия.

— 2 января 2010 года все белорусы, у кого были рублевые сбережения, обеднели на 20 процентов. А в течение года – еще более чем на 10 процентов. Как вернуть людям веру в белорусскую валюту?

-То, что делает государство с белорусской валютой – это настоящее жульничество. Но люди в Беларуси за последние 10–15 лет стали неплохо разбираться в происходящем. Обратите внимание, что как только власти объявили о повышении зарплат, пенсий и стипендий – люди не обрадовались, а ринулись в банки скупать валюту и возник валютный кризис. Люди понимают, что незаработанные, напечатанные рубли приведут к росту цен и потере сбережений.

Вернуть веру в белорусские деньги можно только постепенно. Не давая невыполнимых обещаний и не допуская роста цен выше 3–4 % в год. Надо быть честными со своим народом, а не рассказывать о стабильности валюты за несколько дней до 20% девальвации. «Единожды солгавши – кто тебе поверит?» А эта власть обманывала народ не раз и не два.

— Как вы думаете, почему все эти очевидные вещи не делает нынешний режим?

— Нынешнему режиму не нужны образованные интеллектуалы. Они капризные, им подавай зарплату, условия, свободу, интернет в каждый дом, гарантии собственности. А если что – они и уехать могут, на хорошего специалиста везде в мире есть спрос. Куда проще командовать неквалифицированными работниками в колхозе или на конвейере: им деваться некуда и вся надежда на доброе государство.

Так что всё взаимосвязано – политическая диктатура, устаревшее производство, убыточное сельское хозяйство, маленькие зарплаты и пенсии, растущие цены, эмиграция учёных, талантливой молодежи и частных капиталов. Изменим это – и вся наша жизнь изменится к лучшему. Я уверен, что реформы тормозятся сейчас совершенно сознательно – с одной лишь целью удержания власти в руках чиновников.

— Ну и напоследок – сами-то вы человек богатый?

— Не бедный и не богатый. Есть квартира, есть машина. Живу на гонорары от издания моих книг. Поэты редко бывают миллионерами. Моё богатство – это мои принципы, мои идеи и люди, которые меня окружают.

nekliaev.org

Предыдущая статьяПрофессор искусств нью-йоркского университета Вафаа Билял имплантировал в затылок фотокамеру
Следующая статьяОтносительно дешевый в производстве сорт нержавеющей стали разработан в Японии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь