Учительский хлеб

0
28

Услуги репетиторов за пять лет подорожали в десять раз. Если раньше школьники платили два-три доллара за час, то теперь отдать десять евро за это же время занятий – норма. Посещение репетиторов перед поступлением стало правилом. В чем тут дело: недостаточно школьных знаний или у современных детей воли не хватает?

Синдром школьной реформы

Моя сестра отдает репетиторам в неделю семьдесят евро. Племянник поступает в этом году в вуз. По ее подсчетам, за деньги, которые тратят на частных педагогов, смогли бы учить сына на платном факультете БГУ.

Получается, что на дополнительное образование в месяц уходит более миллиона рублей.  У племянника в классе все дети дополнительно занимаются с репетиторами. Единственный «вольный» ученик собирается после школы в училище.

К репетиторам обращаются и хорошисты, и отличники, и даже олимпиадники.

– Без репетитора можно подготовиться только к предмету, который углубленно изучается в школе, – рассказывает выпускница этого года Анастасия, которая заканчивает на «десятки» и собралась поступать на экономический факультет. – Я лично хожу к педагогам по математике за десять евро и белорусскому за десять долларов. Эти предметы в моей школе изучаются на базовом уровне, той информации, которая понадобиться на тестах, не дается. А подготовительные курсы при университете не для меня, усвоение знаний в группе неэффективно.

Денис, который теперь является студентом первого курса филологического факультета, учился в гимназии, но все же занимался несколько лет с репетиторами по русскому и английскому языкам, истории Беларуси. «Во-первых, я повторял знания на индивидуальных уроках. А во-вторых, с частным педагогом проходил то, чего не проходили в классе», – рассказал парень.
 
 «Средний» ученик  

По данным института контроля знаний, в прошлом году каждый четвертый абитуриент готовился к тестированию с репетитором. Учителя говорят, что школьное обучение, несмотря на индивидуальный подход к каждому, все же рассчитано на «среднего» ученика. Из него в будущем может получиться как академик, так и строитель. А тот, кто хочет идти в высшую школу, должен заниматься дополнительно. При этом в тестировании встречаются задания, материал которых не проходят по школьной программе, как замечает директор школы №10 Ольга Волохович.

А где можно углубленно изучить материал, если предмет в школе рассчитан на общее знание? Родители сходятся во мнении, что школьные факультативы «сильны» по тем предметам, по которым учреждения образования имели углубленное изучение. При этом, чтобы создать группу по определенному предмету, нужны заявления от не менее пяти учеников. Как заверил начальник отдела образования горисполкома Сергей Блажей, в каждой школе для выпускников созданы факультативы по всем предметам, которые сдают на тестах.
 

Работа в группе

Начальник Регионального центра тестирования и профориентации молодежи Лилия Бобровник считает, что в этом году абитуриенты реже обращались к репетиторам по сравнению с прошлым годом. По ее мнению, частные педагоги потеряли каждого десятого клиента. Эти подростки предпочли подготовительные курсы при вузах. Такую информацию получили в результате обработки анкет будущих абитуриентов во время репетиционного тестирования.

Лилия Бобровник считает, что частные преподаватели дают программу «от А до Я», в чем нуждается «нулевой» абитуриент. Однако, как правило, выпускникам надо работать над пробелами в знаниях. «Дети удивляются: почему я не поступил, если занимался с репетитором три года? Частный педагог «натаскивает» на решение задач, не работает над ошибками, не выясняет причины их появления. В таком случае получается, что если задание на тестировании отходит от привычной для ребенка формулировки, он теряется», – высказывает свою точку зрения Лилия Бобровник.  

Курсы в центре тестирования по одному предмету стоят от 289 тысяч до 860 тысяч рублей. Плюс в том, что здесь отошли от больших групп и 5–12 человек подбирают с примерно одинаковым уровнем знаний, а обучают детей преподаватели вузов. В минусы родители относят отсутствие контроля выполнения домашнего задания и усвоения материала.

В чем сила, абитуриент?

Тамара Ивановна, учитель на пенсии и репетитор по английскому языку, рассказывает, что ученик, общаясь с частным учителем, может привести свои знания в систему, сконцентрироваться на предмете, усвоить, что потребуется на тестировании. У него не остается шанса что-то не выучить или чего-то не понять.

На проблему репетиторства обращают внимание и психологи, которые уверены, что подросток может самостоятельно подготовится к вступительным экзаменам. Но для этого у него нет силы воли. «Надо учить детей самостоятельности, мы растим инфантильное поколение; им надо подать, «разжевать». Необходимо работать над собой: уметь отключатся от окружающего и изучать материал, в Интернете не заниматься перепиской, а находить сайты с информацией, иметь установку и следовать ей», – говорит старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ психолог Валентина Богословская.

По мнению преподавателя кафедры общей и социальной психологии Елены Шишко, репетиторы все же нужны детям, и особенно классов «штрих», потому что объем школьных знаний недостаточен для поступления. Хотя и она считает, что ребята способны самостоятельно поступить даже на фоне всплеска гормонов, который наблюдается в подростковом возрасте. «Родителям в это время надо поддержать детей: разговаривать с ними, как со взрослыми, поддерживать их выбор, разговаривать о психологических сложностях, ставить в пример успешных людей. Подростки, когда их воспринимают как взрослых людей, самоопределяются, становятся самостоятельнее, несут ответственность за свой выбор», – пояснила Елена Шишко.
 
В тему

В гродненской области официально зарегистрировано около двухсот репетиторов. Об этом сообщили в инспекции МНС РБ по Гродненской области. Физические лица, которые оказывают услуги репетиторства, платят ежемесячно единый фиксированный налог: в Гродно – 25 евро, по области – 20 евро.
 
Как вы относитесь к репетиторам?
 
Любовь Дмитриевна, юрист:
– У нас прошлый год был жарким: сын перед поступлением посещал репетитора. Убеждена: многие из них работают только для бизнеса. Для чего нужны тогда учителя в школе? Настоящий учитель может сидеть с детьми до десяти вечера, если надо что-то объяснить. Когда ребенок видит заинтересованность учителя, он старается подтянуться, быть самостоятельным, а с репетиторами дети привыкают к потребительству.
Людмила Александровна, бухгалтер:
– В школе обучаются дети с разным интеллектуальным уровнем, а тот, кто хочет получить высшее образование, ходит к частным педагогам. Чтобы отказаться от репетиторов, надо в школе углубленно изучать профилирующие предметы или уменьшать количество учеников в классе.
Галина Павловна, преподаватель:
– По идее, дети должны после школы ориентироваться в том объеме знаний, который требуется на тестах. Однако на тестировании встречаются задания, материал которых не проходят в школе. Это упущение.
 
 
Николай, студент первого курса БНТУ:
– Репетиторы не нужны. Знания я получил в школе, если  чего-то там не усвоил, никто не поможет. Не всегда есть деньги на репетитора, а гарантии поступления он не дает. Некоторые потом думают: столько денег потратил, а не поступил.
Андрей Михайлович, работает в строительной сфере:
– Положительно отношусь к репетиторам. Школьная программа не дает тех знаний, которые нужны для поступления. В школе много предметов, не учат по узким направлениям. Дают общие знания, много ненужной информации.
 
Сергей, преподаватель:
– Репетиторство имеет право на жизнь. Это дополнительный заработок для студентов, не во всех школах предмет изучают «с того фокуса», который потребуется на экзамене.

Вечерний Гродно

Предыдущая статьяЭкстремисты в Индии захватили поезд
Следующая статьяГрафики отключения горячей воды в Минске

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь