Почему белорусы спиваются?

0
6

Почему благополучные 2000-е годы стали временем алкоголизации белорусов и возможно ли будущее Беларуси без алкоголя? Психолог Ольга Андреева в интерьвью изданию "Завтра твоей страны" предлагает государству рассматривать эту проблему в широком социальном контексте: что заставляет людей пить и какая у них есть альтернатива?
— Когда я слышу про всякого рода государственные программы по предупреждению пьянства и алкоголизма, у меня складывается впечатление, что наше правительство не понимает, почему люди начинают пить. Вряд ли алкоголизацию населения уменьшит решение не продавать спиртные напитки лицам моложе 21 года.
В моей жизни был один эпизод, когда я ждала гостей и зашла в супермаркет «Юбилейный», чтобы купить вина, но витрины с алкогольной продукцией были закрыты бумагой. В нормальный субботний день шла какая-то акция «вина не продавать». Я – не алкоголик, я ждала гостей и чувствовала себя ущемленной в своих правах.
Когда сталкиваешься с такими проявлениями госпрограммы, то, безусловно, оцениваешь ее негативно. А об ее позитивных сторонах, о планах государства, как победить пьянство, рядовые белорусы ничего не знают. Хотя, например, я каждый день слежу за новостями в Интернете. Да и в силу своей профессии сталкиваюсь с этой проблемой.
— Неужели вы не слышали и о том, что за распитие пива в общественных местах будут штрафовать почти на 100 долларов? В госпрограмме по предупреждению пьянства и алкоголизма предусмотрены: сокращение производства плодовых вин до 10 процентов, организация принудительного лечения, изменения в законодательных актах. Правительство верит, что все это позволит снизить уровень употребления алкоголя на 10 процентов год.
— То, что за распитие пива в общественных местах стали штрафовать, — хорошо. Но пользу от этого запрета почувствуют только те, кого угнетало присутствие людей, распивающих на улице спиртные напитки — они будут реже видеть пьяных. А те, кто пил, меньше пить не станут, просто будут делать это в других местах. Говорить о некой эффективности государственных мер, по-моему, бессмысленно.
Да и цифры, которые озвучил недавно на коллегии Минздрава министр Василий Жарко, подтверждают это. В 1995 году на одного белоруса приходилось 6,7 литров алкоголя, в 2009 — уже 12 литров. В 2008 году диагноз хронический алкоголизм фиксировался в 318,9 случаях на 100 тысяч населения, а год спустя, в 2009 – уже 364,5 случая.
— … а в 1995 году этот показатель составлял 131,5 случаев на 100 тысяч населения и все говорили, что это страшные цифры. Но выходит, что благополучные 2000-х, как это нам пытается представить власть, стали временем сплошной алкоголизации населения. Почему?
— Да потому что тот энтузиазм, надежды что-то изменить в жизни совей и страны в будущем, которые появились у белорусов после распада Советского Союза, к концу 1990-– началу 2000-х годов рухнули. Начался спуск в безнадежность. Не произошло реальных изменений, роста и развития возможностей. В стране начали сворачиваться демократические и социальные завоевания, частная инициатива не приветствовалась. Стали подавляться общественные инициативы, создался крайне неблагоприятный фон для развития гражданского общества. Надежды населения не оправдались, и что самое опасное – люди перестали видеть перспективу. А чувство безнадежности усиливает депрессивные состояния и подталкивает людей к употреблению алкоголя. Это хороший способ уйти от реальности, забыть о проблемах.
— Выходит, белорусы — слабые люди, если вместо того, чтобы бороться, топят тоску в бутылке. Есть ли надежда, что в ближайшее время мы все-таки сможем справиться с проблемой алкоголизации?
— Безусловно, человек ответственный, мотивированный, с высоким уровнем самоуважения будет за себя бороться. Но белорусы по своей природе — не борцы. Кроме того, чтобы ценить себя как личность и ценить свое здоровье очень важно, чтобы и общая атмосфера в обществе была уважительной к личности, человеку. В нашей стране — наоборот, каждый день нам подают сигналы, что мы – никто. Но соглашаться с этим не хочется, и человек уходит в измененное состояние сознания с помощью алкоголя, наркотиков или иного иррационального образа жизни. Это территория глубокого эмоционального неблагополучия. И от проведения каких-то акций, введения запретов ситуация с алкоголем в стране не изменится.
— Но в мире есть примеры, когда запреты имели положительный результат. Например, в Швеции, когда проблема алкоголизации населения обрела государственные масштабы, было принято решение продавать спиртные напитки в специализированных магазинах и только до 18.00. И пить шведы стали меньше.
— Не надо забывать, что Швеция и Беларусь – это разные социальные контексты. У нашего народа существует многовековая традиция создавать самодельный алкоголь. Ограничим продажу спиртных напитков, увеличится потребление самогона и суррогатного алкоголя, люди начнут травиться. Запреты на нашей территории не сработают.
— А что может сработать?
— Боюсь, что в современных условиях ничего. Я часто бывают в странах, где продается много дешевого качественного вина. Но на улицах нет алкоголиков, пьяные не шатаются в деревнях. У нас же, кроме того, что человек себя не ценит, сложилась и потворствующее отношение к алкоголизму. Алкоголика все жалеют, спасают, освобождают от ответственности.
Если жена уходит от мужа-алкоголика, ее уговаривают вернуться, потому что он сопьется, пропадет. Если женщина все же бросает мужа, ее винят в том, что он спился. Это поощрение мужчин к безответственному поведению. А алкоголиков надо бросать. Мужчина должен знать, что если он будет пить, его бросят.
— Это рецепт от алкоголизма?
— На уровне семьи – да. Женщина должна четко понимать, что если она встречается с мужчиной, и у него есть минимальные признаки зависимости, замуж за него идти нельзя. Если муж начинает пить и уговоры не помогают, с ним надо расставаться. Мужчина должен знать, что увлечение алкоголем будет связано с серьезными потерями для него. Мы должны по-другому воспитывать наших детей, на большем уважении к себе и окружающим.
Что же касается рецепта в государственном масштабе, то в обществе тоже должно расти нетерпимое, неуважительное отношение к тем, кто злоупотребляет спиртным. Пьет на рабочем месте – уволить. Но ломать алкогольные традиции в обществе, призывать человека не злоупотреблять, не создав ему других условий жизни, неэффективно. Белорусы, к сожалению, пока только могут мечтать о жизни в стране с перспективой, где у людей будет возможность реализовывать себя, где человека будут уважать, считаться с его правами. В такой стране проблема алкоголизма не стоит так остро.

См. так же: 16 тысяч белорусских подростков — хронические алкоголики!

Мария КОВАЛЬЧУК, "Завтра твоей страны"

Предыдущая статьяЖильё дешевеет
Следующая статьяНа Багамы обрушился сильнейший ураган

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь