Бизнес-инкубатор и третье сословие

0
3

Кем надо быть в глазах английского посольства, чтобы тебя пригласили на торжественный прием по случаю дня рождения Ее Величества королевы Великобритании?

Мэром столицы, министром иностранных дел, президентом Беларуси… Не обязательно. У Леонида Мастючина нет чина, перед которым ломают шапку. Но есть репутация бизнесмена, ученого, неординарной личности. Все больше он известен и как директор Лидского бизнес-инкубатора. Недавно состоялась его презентация. На нее были приглашены представители посольств Англии, США, коллеги из Волхова (Россия).

Высокий процент низкой пробы
В этом городе не объявляли социалистическое соревнование за всеобщую капитализацию коммунальной собственности, однако Лида в данном процессе отнюдь не падчерица. По проценту ее приватизации она занимает третье место в Беларуси после Волковыска и Могилева. Можно обрушить град примеров, конкретизирующих "экспроприацию" по-лидски, однако статистика утомляет. Ограничусь одним-единственным фактом, который врезался в мою память. Его назвал в беседе с журналистом председатель Лидского горисполкома Владимир Малец. Сегодня в городе со 100-тысячным населением нет ни одной парикмахерской, цирюльник которой работал бы под коммунальной вывеской, – они перешли в частное владение. А это уже тенденция и позиция мэрии, в свое время заключившей договор о сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией в области малой приватизации. И если радикальные либералы настаивают на более высоких темпах приватизации, то слишком "левые" могут обвинить горисполком в измене идеалам "светлого будущего".
Было бы наивным полагать, что смена форм собственности автоматически приводит к процветанию. Особенно в стране, где рыночные начинания глушатся деспотическим регулированием всего и вся, где плохо осознали самоценность суверенитета Беларуси и с большим подозрением относятся к западным моделям хозяйствования. А здесь еще и специфика общественного сознания, консервативного по своей природе. Не может это сказаться и на поведении третьего сословия. Частный интерес двигает дело, но многое ему мешает. Так что о гармонии личного, общественного и государственного можно лишь мечтать. Предприниматель и не против общественного блага, да только его собственное благо имеет реальный вес лишь на фоне убогого прожиточного минимума. И если у нас один человек завидует другому, то это сравнимо с завистью слуги Обломова Захара к ливрейному лакею аристократа…
– У молодых людей, – говорит Владимир Малец, – выработался рефлекс: много и сразу. Все разговоры сводятся к деньгам, и это уже патология… Не все благополучно и в малом бизнесе. Возьмем торговлю. Здесь родимые пятна советской торговли перешли в торговлю частную. По-прежнему продают сок в трехлитровых банках… Почему мы пошли на создание бизнес-инкубатора? Надеемся, он поможет низкопробный бизнес превратить в цивилизованный?
Лидские мечтатели
Как гласит предание, спартанцы сбрасывали со скалы младенцев, которые не подавали надежды вырасти сильными и мужественными воинами. И только вскормленный молоком волчицы Ромул мог стать основателем Рима. И род Демидовых – фабрикантов пошел от могучего и дикого корня, не склонного к сентиментам и юродству. Это потом Демидовы стали щедрыми меценатами, но на заре их взлета не было библейской заповеди, которую не нарушили бы их предки…
Сегодня иные времена, иные нравы. И хотя доморощенный бизнес небезгрешен и алчен, он все-таки пропитан культурой конца ХХ века. Его даже пробуют выращивать, следуя западным образцам, в специальных инкубаторах. И ставится задача создания национальной сети бизнес-инкубаторов. Этот процесс в Беларуси ведется в рамках программы ООН/ПРООН. Под эгидой этой организации в 1998 году прошел республиканский конкурс проектов по созданию бизнес-инкубаторов. При этом завидный успех сопутствовал лидскому проекту. Он вынашивался в недрах Лидского центра поддержки предпринимательства, учредителями которого стали горисполком, ООО "Эпаз" и ЗАО "Каскад". А потом Центр заслужил статус и бизнес-инкубатора. Идеологом же проекта является их директор Леонид Мастюгин.
Победа в конкурсе принесла инкубатору превосходное вознаграждение – набор офисного оборудования (Запад не дает 14 тысяч долларов хрустящими купюрами). И сейчас инкубатор хорошо оснащен ЭВМ, другими аппаратами, но сам офис поражает скромностью интерьера. Зато мэрия выделила около 400 кв. м площадей в одном из городских зданий, которые будут арендованы 10-15 малыми предприятиями. И первые "квартиранты" уже заселили инкубатор. Пока это единственная в Беларуси структура данного профиля, положившая начало конкретной работе с арендаторами. К их услугам оборудование инкубатора, его консультанты, их знания, информационная сеть, деловые связи и т.д. Под крышей бизнес-инкубатора труднее разориться, проще набрать вес, приобрести "лица не общее выражение", что так ценится в деловом мире. Эти предприниматели должны быть чуткими к новым технологиям, идеям и т.д. И в урочный час состоится их "выпуск", и тогда их место в инкубаторе займут другие малые предприятия.
Кандидат технических наук Леонид Мастюгин восемь лет занимается экономическими проблемами, он известен в Беларуси как специалист в области нематериальных активов. И на деле – еще до инкубатора – доказал, как можно выгодно распорядиться интеллектуальной собственностью – патентами, лицензиями, ноу-хау и т.д. Он вхож в высокие министерские кабинеты, вплотную работает со специалистами США, Англии, Германии. И здесь показательно сотрудничество с британской организацией BESO. Только за последние два месяца в Лиде побывали три ее консультанта: г-н Патерсон консультировал бизнес-инкубатор; г-н Род – предпринимателя (сервисное обслуживание автомобилей); г-н Кей – совхоз "Тарново" (переработка овощей). Ожидается приезд четвертого консультанта.
Когда замолкают флейты
Изначально предполагалось, что Лидский центр поддержки предпринимательства и бизнес-инкубатор будут самодостаточными, т.е. сами себя воспроизведут и прокормят. Но пока…
– Они едва сводят концы с концами, – говорит зам. мэра по экономике Татьяна Милють. – Наши предприниматели жадные, а за создание того же бизнес-плана надо платить… И заработная плата у специалистов Центра невысокая…
Знакомая история, не правда ли? Ведь было время, когда под звуки флейт шествовал Гродненский бизнес-центр. И он действительно много сделал – и бесплатно! – для своих клиентов, пока был связан пуповиной с британским "Фондом ноу-хау". За чужие деньги и черта отучишь проказничать и ангела научишь грешить… Но стоило Центру перейти на собственные хлеба, так и профессорский кругозор директора Ли Чон Ку не помог – уже давно от центра осталась одна красивая вывеска… Виноваты жадные предприниматели? А может, они не столько богаты, сколько все еще бедны, чтобы платить за науку?
Очевидно, Центры поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторы нужны. И это возводится в ранг государственной политики. Но декларировать идею – это одно; она еще нуждается в серьезном финансовом подкреплении. К самоокупаемости тех же инкубаторов и Центров стремиться, конечно, надо; только стоит быть и реалистами: в Беларуси скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В прошлом году из областного фонда финансовой поддержки предпринимательства выделено около 1 миллиарда рублей, они "размазаны" по пяти Центрам. По словам ИО председателя областного территориального комитета предпринимательства и инвестиций Раисы Потаповой, готовятся документы для Центров в Новогрудке, Ивье, Щучине, Зельве. Но не ждет ли их участь гродненского бизнес-центра? И это не столько упрек местным властям, сколько констатация факта: грош цена государственным декларациям, если они плохо защищены строкой в бюджете.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь