Специалисты Национальной академии наук Беларуси обратили внимание на такой стратегический запас страны, как лягушки.По мнению ученых, их можно выращивать вместе с рыбой в прудах. Определено, что лучше всего для такого ноу-хау подходят рыбхозы Брестчины. Если удастся поставить дело на промышленную основу – откормленные земноводные могут стать источником валютных поступлений от экспорта в Западную Европу.
Во Франции, США, Англии, Польше лягушачьим мясом никого не удивишь. Оно продается замороженным, а для приготовления деликатесов в ресторанах используют охлажденный продукт. Лягушачьи лапки можно отварить, пожарить, например, с ананасом, приготовить в тесте, с разным гарниром. По вкусу напоминает цыпленка.
Лягушачье мясо не диковинка для брестчан. Например, в магазине СП «Санта Импэкс Брест» ООО около автовокзала лягушачьи лапки зачастую есть в наличии. Полуфабрикат привозной, встречается даже новозеландский. Стоимость килограмма — почти 70 тысяч рублей. И желающие купить находятся. Но реально ли заменить импортную лягушатину отечественной?
Завсектором мониторинга и кадастра животного мира научно-практического центра по биоресурсам Национальной академии наук Беларуси Руслан Новицкий недавно в интервью Интерфаксу высказал мнение, что Беларусь обладает большим запасом для производства деликатесного продукта. По мнению ученого, на создание «лягушачьей отрасли» (разведение и переработку) не требуется больших финансовых вливаний.
Установлено, что лучше всего для обеспечения государственных интересов подходит обычная озерная лягушка. Этот вид может достигать 20-сантиметровой длины при весе в полтора килограмма. Но это, как говорится, в мировых масштабах. В белорусской природе встречаются 15-сантиметровые лягушки с полукилограммовым весом. Так что изобретать ничего нового не нужно. Ученый секретарь Полесского аграрно-экологического института Национальной академии наук Беларуси, кандидат биологических наук Виктор Демянчик также считает, что в природном и климатическом плане Брестчина подходит для развития нового дела. У нас достаточно мелководных водоемов, в которых хорошо прогревается вода, что является одним из важных условий. Брестчане, как считает собеседник, могли бы конкурировать с Западной Европой. Новое дело у нас можно наладить даже на полупромышленной основе. То есть без дополнительных расходов на закуп кормов (в том числе насекомых). Природа создала естественные условия, которые, к сожалению, пока не используются. Небольшие затраты необходимы лишь на охрану от аистов.
По мнению Виктора Демянчика, идея хороша еще и тем, что можно задействовать большое количество мелиоративных каналов с так называемой мертвой средой. Зачастую сооружения используются лишь технически, «расшевелить» в них жизнь очень полезно для экологии. На мелководье, где проблематично разводить рыбу, земноводные чувствуют себя прекрасно. Все это говорит о высоком потенциале проекта. К тому же лягушки могут использоваться как корм, например, для лососевых видов рыбы. В том числе для экспорта за границу. И вообще, по мнению ученого, лягушка является неофициальным брендом Полесья — только у нас еще можно услышать ночные концерты-кваканья.
Директор ОАО «Рыбхоз "Полесье"» Пинского района Михаил Лесюк в беседе с корреспондентом "Вечерки" отметил, что идея в общем-то не нова. Но может быть реализована лишь в случае создания отдельных специализированных прудов, потому что земноводные питаются мальками рыб. Директор ОАО «Опытный рыбхоз "Селец"» Березовского района Юрий Баженов считает, что развивать сейчас лягушачье направление несколько преждевременно ввиду отсутствия устойчивого спроса на специфический деликатес. В настоящее время наблюдаются определенные проблемы со сбытом традиционной для наших людей мясной, рыбной и птицеводческой продукции, что уж говорить о новых видах, к которым приценилось разве что небольшое количество обеспеченных гурманов. Ю. Баженов считает, что и экспорт лягушачьего мяса наладить в одночасье будет весьма проблематично.
По имеющейся информации, в России ряд частных рыбоводческих хозяйств занимаются разведением съедобных земноводных. Однако продуктивность сравнительно невысокая — до 20 килограммов с гектара за трехлетний цикл выращивания. Во Франции и Китае построены настоящие лягушачьи фермы, разработаны и успешно реализованы технологии, направленные на индустриальное получение специфического продукта. Специалисты считают, что при необходимости передовые идеи могут быть приобретены у правообладателей и в течение короткого срока адаптированы к местным условиям. Научно-практический центр по биоресурсам Национальной академии наук Беларуси готов взяться за разработку алгоритма промышленного производства озерной лягушки на основе иностранного опыта и собственных наработок. Но для этого хоть кто-то должен отважиться на эксперимент. Пока желающих взяться за необычное в наших широтах дело, увы, не находится.
Но еще несколько лет назад никто всерьез не задумывался, что в Беларуси виноградная улитка может быть конкурентоспособным товаром. Сейчас ее поставляют за границу. Если у нас появятся свои лягушачьи фермы, цены на деликатесы из земноводных наверняка станут более приемлемыми. Может, через несколько лет фраза «Лягушачьи лапки, пожалуйста!» будет звучать в каждой столовой?
Лягушки — стратегический запас Беларуси?
Сергей Мощик, "Вечерний Брест"