
О легендарном "Жуке" написано и сказано столько, что порой кажется: данная тема уже давно исчерпана. Однако это не так.
Volkswagen Kafer настолько уникален, что о нем можно писать, писать и писать. Появившись в середине 30-х, он прожил самую длительную в истории автомобилестроения жизнь. Машина, ставшая легендой, почти до середины семидесятых производилась в Германии; из готовых комплектов собирали эту модель в ЮАР; заводы в Мексике и Бразилии выпускали "Жуков" до тех пор, пока им на смену не пришел новый Beetle, который начал шествие по американскому континенту не менее успешно, чем в свое время его предшественник – по Европе.
Общее количество увидевших свет "Жуков" превысило 21 миллион. В связи с этим автомобиль был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый за всю эру мирового автомобилестроения.
С популярностью VW Kafer в 40-70-е годы вроде бы все понятно: оригинальный дизайн + просторный салон + простота и надежность конструкции + доступная цена = успех на рынке.
Однако, как объяснить тот факт, что после прекращения производства данного автомобиля в Старом свете вот уже более двадцати лет поклонники "Жука", коих по сей день насчитываются тысячи, отказываются сменить своих очаровашек на более современные машины? Как объяснить то, что на пороге 21-го века существуют сотни фирм, чья деятельность так или иначе связана с VW Kafer? Как понять, почему сегодня на свет появляются все новые и новые клубы, объединяющие людей, которые души не чают в этом легендарном автомобиле?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, я обратился непосредственно к людям, для которых "Жук" без преувеличения стал членом их семей.
История любви
Сегодня в Минске насчитывается около двух десятков Volkswagen Kafer. Десять обладателей данных машин совсем недавно решили объединиться в клуб любителей "Жуков". И именно эти люди помогли мне приоткрыть завесу тайны популярности автомобиля сегодня. Первый мой вопрос к поклонникам был почти риторическим: "Почему именно "Жук"?"
"Любим мы их!!!" – именно так почти хором ответили мне обладатели Volkswagen Kafer. У каждого из них, конечно же, была своя история приобретения автомобиля. Но общее мнение заключалось в этих трех словах.
Уже спустя несколько минут беседы с владельцами этих милых для глаза автомобильчиков я пришел к мнению, что у них наверняка какая-то особенная, "жуковская", группа крови. Иначе как объяснить тот факт, что программист и бизнесмен, инженер и архитектор, а также люди иных, абсолютно не связанных с автомобилями профессий в качестве своей первой (а для многих и единственной) машины сознательно выбрали "Жука", который уступает нынешним, даже подержанным, иномаркам и по части эксплутационных характеристик, и по части комфорта? Впрочем, нельзя не согласиться, что по одному из показателей (имеется в виду внешний вид) у Kafer по сей день нет конкурентов: он прост и мил – и в этом самое главное его преимущество. В автомобиле нет присущей современным транспортным средствам вычурности и агрессивности. Каждая деталь его кузова сочетает в себе элегантный внешний вид и функциональность. Даже спустя более чем шестьдесят лет с момента появления на свет "Жука" наверняка не найдется человека, у которого внешний вид данной машины вызывал бы раздражение.
Но вернемся к моим собеседникам и их автомобилям, истории появления которых у их новых хозяев достойны журнальной строки. И начать стоит с долгожителей (в плане нахождения на белорусской земле). Пожалуй, самыми большими специалистами по эксплуатации "Жуков" в наших условиях являются хозяева машин, приобретенных еще в 1994 году. Именно тогда кто-то из прозорливых коммерсантов пригнал в город Молодечно целый автовоз VW Kafer. По слухам, первоначальная цена привезенных автомобилей колебалась в те времена около 3,5-4 тысяч долларов. Этакий бизнес по-русски: купил за копейку, продал за сто рублей. Но покупателей не нашлось, и спустя некоторое время цены на машины приобрели более-менее реальные очертания, снизившись до 1-1,5 тысяч. Тогда-то у "Жуков" и начали появляться новые хозяева, которые спустя почти пять лет после покупки ничуть о ней не жалеют.
Вторую "волну" среди минских обладателей автомобилей Volkswagen Kafer составляют люди, купившие машины совсем недавно, 5-6 месяцев назад. Одни из них приобретали своих любимцев за границей, другие – прямо у нас в стране, третьи – в соседней России. Львиную долю автомобилей членов клуба любителей "Жуков" составляют машины, выпущенные за океаном, в Мексике и Бразилии. Однако есть среди "латиноамериканцев" и два Kafer немецкого происхождения. Девять из десяти автомобилей – стандартная версия "Жука", а вот десятый является представителем довольно редкого "подвида" спортивных машин, на которых финские автоспортсмены блистали на ралли-кроссах.
"Жук" в эксплуатации
Примечателен тот факт, что все беседовавшие со мной владельцы "Жуков", не взирая на солидный по автомобильным меркам возраст их машин, нещадно эксплуатируют своих любимцев. Некоторые из "битломанов" в месяц наезжают более 5 тысяч километров. "И неужели автомобили при таком режиме эксплуатации работают без сучка без задоринки?" – удивляюсь я. Естественно, как и у всякой техники, у "Жуков" случаются поломки. Однако, по словам хозяев автомобилей, они весьма редки и особых осложнений не вызывают. Попросив их все же перечислить неисправности, с которыми приходилось сталкиваться, я понял, что каких-либо характерных дефектов у Kafer нет. У кого-то из-за чрезмерного износа выходило из строя сцепление, у кого-то "выстреливала" свеча зажигания, у кого-то начинал барахлить торсион передней подвески (данная конструкция использовалась на "Жуках", выпущенных до 1970 года). Все подобные неисправности владельцы машин быстро научились устранять. Вообще же, по подсчетам московского "Volkswagen-клуба", затраты на эксплуатацию "Жука" оказываются существенно ниже затрат на подержанные "Жигули".
Тем не менее, есть одно "но", с которым, по мнению обладателей Kafer, все же необходимо смириться: это необходимость закупать запасные части в Польше. Отечественные автобизнесмены их либо просто не имеют, либо берутся поставлять лишь за астрономические суммы. Кстати, в Польше для "Жука" можно найти практически все: от резины размером 165/70R15 до нового двигателя или кузова. Там же можно приобрести некоторые детали интерьера, которые относятся к разряду роскоши: выполненное из натурального дерева рулевое колесо, литые диски и т.п. Естественно, владельцы VW Kafer этим пользуются, и при каждой возможности облагораживают интерьер и экстерьер своего любимца.
С вместительностью у "Жуков" тоже все в порядке. Кажущийся крохотным автомобильчик с легкостью вмещает четверых человек, при необходимости можно вполне комфортно разместиться и впятером. Вдобавок к этому в машине достаточно много места для багажа. Его можно размещать в багажнике, расположенном спереди, и в просторной нише за задним сиденьем.
"Жук" как член семьи
Разговаривая с владельцами Kafer, я просто не мог не задать вопрос о том, как относятся остальные члены семьи к хобби своих жен и мужей, пап и мам. Ответ на данный вопрос в очередной раз утвердил меня в мысли об "особой группе крови": любовь к "Жукам", похоже, передается по наследству. Дети их обладателей рисуют своих любимцев, пишут о них сказки. У меня на глазах дочь сделала замечание своей маме по поводу того, что она на сленге автомобилистов назвала передок машины "мордой". Увидев, как я был поражен данным эпизодом, один из собеседников рассказал мне о том, что его сын угрожал отцу уйти из дома, если тот продаст "Жука".
Впрочем, продавать своих любимцев, никто из моих собеседников не собирается. Наоборот, некоторые хотят приобрести еще одну такую машину. Каждый из VW Kafer, принадлежащих энтузиастам своего дела, помимо сухого названия модели имеет имя собственное: одну машину зовут Моника, другую – Берта, третью – Принцесса, четвертую – просто Жучара.
"Жук" и окружающие
Необходимо заметить, что вокруг обладателей "Жуков" постоянно тусуется народ, мечтающий купить себе подобный автомобильчик. Глядя на то, как активно потенциальные обладатели Kafer участвуют в разного рода мероприятиях клуба, приходишь к выводу о том, что в недалеком будущем они обязательно добьются своего.
Вообще, "Жук" – автомобиль весьма привлекательный. Пока мы стояли у цирка в ожидании съемок, редкий прохожий (а их в погожий сентябрьский денек было немало) шествовал мимо, не уделив внимания припарковавшимся "козявкам". Многие даже фотографировались рядом с машинами. По словам членов клуба, подобный интерес к автомобилям – привычное для них явление. Машины редко остаются незамеченными публикой. Часто на перекрестках владельцы более дорогих иномарок в шутку предлагают "махнуться" автомобилями. Некоторым владельцам "Жуков", дабы уберечь своего любимца от чрезмерного внимания детворы, пришлось даже устанавливать сигнализацию.
"Жук" и Госавтоинспекция
"Ну, а как относятся к автомобилям стражи порядка?" – интересуюсь я. Оказывается, большинство работников ГАИ обаянию Volkswagen Kafer не поддаются. За нарушения штрафуют, как всех. Правда, штрафы выписывают по минимуму. В общем-то, тоже не самый худший вариант.
Жил, жив и будет жить в веках
Как видите, несмотря на завершение производства, "Жук" продолжает свое шествие по свету, завоевывая все новые и новые сердца. Наверняка Фердинанд Порше, создавая Kafer, и не предполагал, какой громадный успех ожидает его детище. Сегодня "Жук" – уже гораздо больше чем средство передвижения. Он стал своеобразным тотемом для сотен его поклонников. "Жук" – это автомобиль вне времени, который несет в себе то "разумное, доброе, вечное", которого нам порой так часто не хватает. В доказательство этого приведу высказывание, прозвучавшее из уст одного из моих собеседников: "Встретившись, два обладателя "Жуков" становятся друзьями по гроб жизни".
Сегодня уже успешно продвигается на мировые рынки новый Beetle. В Соединенных Штатах, при цене базовой версии в 15.000 долларов, на черном рынке автомобиль предлагается за 30.000-35.000, а это кое о чем говорит. Кстати, в газете "Автобизнес-weekly" печаталось объявление, из которого следовало, что новый Beetle можно приобрести в Германии за 29.000 долларов. Популярности своего предшественника новому "Жуку" вряд ли удастся достичь, но своих покупателей он, безусловно, найдет.