Экстрим по-крымски

Решение провести свадебный отпуск в Крыму не было случайным. В выборе помог опыт прошлогодней поездки, когда мы отправились путешествовать, чтобы испытать искренность и силу наших чувств. Тогда нам показалось, что на этом полуострове можно прекрасно отдохнуть. Особенно, если не обременять себя услугами турфирм. Эту уверенность подтверждала и затраченная в прошлый раз сумма – 350 долларов на двоих, с учётом стоимости дороги, жилья и питания. А также платного посещения местных достопримечательностей.

Совсем без помощи предприимчивых туроператоров мы не обошлись. Есть в Бресте одна фирмочка, специализирующаяся главным образом на обеспечении желающих железнодорожными билетами. Причём отнюдь не Белорусской железной дороги. Большим спросом среди брестчан пользуются услуги Львовской «зализныци» (железная дорога – укр. Прим.авт.). И не удивительно: стоимость билетов на поезда «Брест-Симферополь» и «Ковель-Симферополь» разнится практически вдвое. А уж до Ковеля добраться – только способ выбирай.
Единственное, что не гарантирует фирма, это расположение мест: может оказаться, что семейная пара будет ехать в разных концах вагона. В нашем случае так и получилось: и туда, и обратно нас разделяла вагонная перегородка.

Путешествие на мусорном баке
С рейсовым автобусом до Ковеля мы снова промахнулись. Пока я откладывал на завтра поход на автовокзал, билеты на него на нужный день оказались раскупленными. Это при том, что пришёл я за неделю. Подозреваю, что определённый вклад в этом есть и у вышеупомянутой турфирмы. Помимо специального транспорта к поезду своим клиентам она предлагала и билеты на рейсовый автобус. Конечно, с определённой надбавкой. Твёрдо решив свести расходы на дорогу к минимуму, мы от предложения отказались. Ведь оставался ещё один способ заехать в Ковель. К тому же самый надёжный и дешёвый.
Дизель «Брест-Заболотье» медленно, но верно доставил нас в Украину. Благополучно пройдя пограничный контроль, мы воспользовались услугами вежливых менял, продав им определённую сумму родных денег. Полученные гривны тут же пошли в дело – у платформы разводил пары древнего вида дизель-поезд «Заболотье-Ковель». Если не знать некоторых особенностей украинской экономики, можно подумать, что тут снимают документальный фильм.
Единственный минус «поездки на собаках» (как в народе называют дизеля и электрички) – это ночь в зале ожидания Ковельского вокзала. Ждать надо около 7 часов. Однако в компании стаканчика кофе и ароматной украинской булочки это время проходит совсем незаметно. На крайний случай, можно просто вздремнуть.
Украинский скорый поезд практически ничем не отличается от белорусского. Разве что постельный комплект более сырой, да информация вся на другом языке. Впрочем, это на комфорте поездки не слишком сказывается. Гораздо сильнее удручает температура воздуха в вагоне. Особенно, если за окном под 40 градусов Цельсия и ни одного облачка. Ситуацию можно было бы спасти за счёт естественной вентиляции, однако окна в вагоне не открывались – как объяснила проводник, он такой на весь состав единственный.
Спасение от убийственной духоты мы нашли в задней части вагона, у окна над мусорным ящиком – оно, на наше счастье, открылось. И практически весь путь – почти сутки – мы просидели на мусорке, жадно ловя прохладу залетающего ветерка.

«Вин добрэ просив»
Отдельное слово хочется сказать о вагоне-ресторане. Он в какой-то степени уникален. Во-первых, это самое прохладное место во всей «Лисовой писне» (такое романтичное название имел наш 88-й скорый). Стоит отдать должное украинским железнодорожникам – система кондиционирования здесь работала исправно. А во-вторых, обслуживающий персонал, видимо, и слыхом не слыхивал о европейском принципе обслуживания «Клиент всегда прав…».
Если вы хотите сытно поесть, смело заказывайте борщ. За 5 гривен вам принесут пол-литровую миску наваристого национального украинского блюда. Правда, есть риск, что картошка будет не очень качественно очищена.
А вот с горячими напитками могут возникнуть проблемы. На мою просьбу принести чай румяная официантка, как говорят, кровь с молоком, дала категорический ответ: «Мы не робым. Пытайтэ проводника». Пришлось взять пиво. А когда молодому человеку за соседним столиком принесли чашечку дымящегося кофе, на мой немой вопрос та же особа с невинным лицом ответила: «А вин добрэ просив».

Угол в Угловом
Отдыхать в Крыму можно по-разному. Можно приехать по путёвке и расположиться в пансионате или доме отдыха. Можно приехать с палаткой и ночевать где придётся. А можно снять жильё в каком-нибудь небольшом посёлке на берегу моря и наслаждаться отдыхом не хуже, чем в гостиничном номере.
Первые семь дней нашего отпуска мы именно так и провели. В посёлок Угловое на западном берегу полуострова недалеко от Николаевки мы поехали потому, что там отдыхали наши друзья, приехавшие днями ранее. Изучив предложение, мы сняли уютную комнатку за 5 долларов на втором этаже отдельной постройки в глубине двора. Кроме пружинных кроватей и старой радиолы в углу комнаты, за эти небольшие деньги мы получили ещё и замечательных соседей, живших неподалёку в специальных загончиках – двух поросят, несколько десятков нутрий и тройку разноголосых петухов. Это позволило нам отказаться от использования будильника, а также помогло с утилизацией арбузных и дынных корок: водяные крысы грызли их за милую душу. Иногда перепадало и кабанчикам.
Как объяснил хозяин, разведение нутрий выгодно вдвойне: во-первых, пользуются спросом их шкурки, а во-вторых, деликатесом считается их мясо. Особенно вкусен, говорят, холодец из голов этих зубасто-хвостатых тварей.
Жизнь в Угловом какими-то особенно яркими моментами не отличалась: море, пляж, прогулки по побережью, кувыркание в волнах… Зато впереди нас ждало путешествие, выдержать которое осмелилась бы далеко не каждая молодая семья.

Палатка, спальник и удача
Опять же опыт прошлогодней поездки, когда нам пришлось заночевать в Судаке на горе, подстелив одно только полотенце, заставил в этот раз экипироваться посерьёзнее. Теперь с нами были 2-местная палатка и спальный мешок, заблаговременно приобретенные мной в одном из польских супермаркетов по бросовой цене.
Попрощавшись с гостеприимным Угловым, мы погрузились в рейсовый «ЛАЗ» и двинулись в Симферополь – оставить лишние вещи на 5 дней в камере хранения. Вообще, самый выгодный способ передвижения по Крыму – это рейсовые автобусы. Принадлежат они, как правило, частным лицам, ходят по расписанию. Билеты стоят достаточно дёшево, а водители-виртуозы поражают умением разгоняться на крутых крымских дорогах и серпантинах.
Из Симферополя мы рванули в Алушту, решив за оставшееся время проехать по южному берегу полуострова, побывать в наиболее интересных местах и вернуться на точку старта за несколько часов до отправления «Лисовой писни».
Алушта встретила упрятанной в железобетон набережной, узкими пляжами и шумной толпой отдыхающих. Побродив вдоль палаток с сувенирами и сделав несколько памятных снимков, мы отправились искать место ночлега. Резонно решили направиться на окраину города. Старый троллейбус, выпущенный в Чехии в 60-х годах прошлого века, дотащил нас до Рабочего уголка – района Алушты, усеянного пансионатами и базами отдыха. Здесь мы надеялись найти дикий уголок природы и поставить палатку. А нашли парковку между санаториями, приспособленную под лагерь «дикарей». Её непосредственная близость к морю и наличие в лагере белорусов определили наше место ночёвки. Китайская палатка оказалась простой в сборке, а спальник – мягким и тёплым.

Побег от дождя
Следующим пунктом маршрута нами была выбрана Ялта. Задерживаться в ней долго мы не собирались, хотели посетить Ливадийский дворец и дальше отправиться на гору Ай-Петри. Однако погода сильно изменила наши планы.
Неспешный троллейбус №53 вёз нас в Ялту из Алушты часа полтора. Компенсацией нудной дороги стали смешная цена билета и красивые горные пейзажи, вид на которые сквозь большие окна электрической машины был просто прекрасен.
На подъезде к городу начал накрапывать дождь, через четверть часа превратившийся в ливень. Всё небо затянуло серыми тучами. Солнце, по-видимому, покинуло нас надолго.
В Ливадию добрались быстро, на маршрутке за 1,5 гривны. Сырость и дождь отбивали всякое желание идти во дворец. Зашли в кафе, поели. Плов здесь готовят хорошо, а 50 граммов водки откликнулись теплом внутри.
Дворец мы всё же посетили. Сфотографировались, сдерживая дрожь от холода. На экскурсию уже не пошли, рванули обратно на ялтинский автовокзал. Там стали думать, как быть дальше. Прогнозы местных жителей были неутешительными, да и Маргарита, неоднократно бывавшая в Крыму, склонялась к выводу, что в горах дождь надолго. Решили бежать на более равнинную часть полуострова. В город-герой Севастополь.

Коммунальная пещера
В Севастополь мы заехали удачно. Во-первых, от дождя там остались только воспоминания да кое-где лужи, а во-вторых, мы имели все шансы присутствовать на действе, увидеть которое в Беларуси никогда не случится. Парад кораблей по случаю празднования Дня ВМФ России был запланирован на следующий день.
Однако оставался нерешённым вопрос с ночёвкой. Гуляя по Севастополю, встретили туристов – парня с девушкой. Они посоветовали отправиться на мыс Фиолент. Дескать, там есть  несколько палаточных лагерей – можно прибиться к ним, а можно переночевать и в одиночку.
Нам определённо везло. Две последних маршрутки на мыс, увидев толпу ожидавших их людей и оценив свои технические возможности, просто развернулись и уехали восвояси. Мы уже стали прикидывать, сколько нам понадобится времени на пешую прогулку, когда проблема неожиданно решилась. Доставить пассажиров, слегка опешивших от неожиданного поворота, или, точнее, разворота, взялись два микроавтобуса с другого маршрута. Как оказалось, это был не последний жест госпожи Удачи.
Описанный парочкой туристов лагерь расположился на узкой полосе песка. С одной стороны на палатки норовили накатить волны, с другой – стеной нависли скалы. Спуститься можно было лишь по узкой тропке, больше подходящей для горных козлов, а не для нас – необученных альпинизму белорусов, обутых в шлепанцы. Осмотревшись, мы заметили, что скала справа от нас – из мягких пород, и в ней есть несколько гротов. Один из них, расположенный ниже остальных – метрах в пяти над землёй – озаряли блики костра.
Подъём оказался не слишком сложным. Только на одном участке пришлось буквально вжаться в гору – настолько узкой была тропка. Внутри грот оказался разделён на две «комнаты». В одной из них уже обосновались любители «дикого» отдыха: у стены было сооружено ложе, в центре горел костёр, с противоположной стороны сушились полотенца. В ответ на наше приветствие мы услышали белорусскую речь. Нашими соседями снова оказались земляки Коля и Оля – студенты из Минска.
Ночью стены пещеры предательски потрескивали, наводя ужас на Маргариту. У меня тоже мурашки по коже бегали при мысли, что эта природная конструкция может обрушиться. И всё же сон оказался сильнее страха.
Утром новые знакомые повели нас купаться. Они предупредили, что путь будет нелёгким, но что настолько… Я едва не лишился жены: возвращаясь обратно, на одном из самых сложных участков она поскользнулась и стала съезжать по крутому склону… Всё закончилось благополучно, однако мы решили больше не подвергать себя необдуманному риску.

Что такое Балаклава
Финальной точкой нашего путешествия стала Балаклава – небольшой городок на берегу закрытой бухты недалеко от Севастополя. Поехали мы в неё не сразу. Сначала решили побывать на Яшмовом пляже и на себе испытать действие «Лестницы здоровья», состоящей из 800 ступеней.  Находятся эти достопримечательности на мысе Фиолент. Этот мыс вообще очень интересен как природный заказник. К слову, здесь чище, чем в других уголках Крыма. На Яшмовом пляже даже запрещена разносная торговля. Повсюду висят очень убедительные щиты с просьбой сохранить этот край дикой природы от мусора.
Еще одна местная достопримечательность – скала Святого явления. На ней воздвигнут 7-метровый крест. По легенде, в 891 году на этой скале терпящие бедствие моряки увидели святого Георгия, который внял их молитве и усмирил бурю. Мы посетили святыню. Для этого пришлось проплыть метров сто, взобраться по высеченным в скале ступенькам, а затем преодолеть метров двадцать до креста босиком по острым камням. Это был настоящий тернистый путь.
От Яшмового пляжа в Балаклаву строго по расписанию ходил большой катер. Он-то и завёз нас в бывшую засекреченную базу подводных лодок.
История Балаклавы, по разным сведениям, насчитывает от 2,5 до 3 тысяч лет. Поселение окружено горами. Вершину одной из них украшает древняя Генуэзская крепость Чембало, возведённая в XIV веке. Если идти морем и не знать о входе в бухту – можно ничего не заметить. Настолько хорошо маскируют скалы древнее поселение. Говорят, здесь даже снимали один из эпизодов известного фильма «Человек-амфибия».
Балаклаву сравнивают с Венецией. Сходству способствуют обилие лодок, низкая набережная и стоящие почти у самой воды домики. Туристов пока немного, потому и цены не сильно взвинчены.
В советское время это была закрытая база подводных лодок и военных кораблей. Ко всему прочему, тут готовили дельфинов-камикадзе. Сейчас здесь остались только несколько пограничных судов украинского флота, и военно-морской музей, до 1991 года бывший сверхсекретным объектом. Завод по ремонту и перевооружению дизельных подлодок малого и среднего классов построен в горе и способен выдержать ядерный удар. При этом в убежище может укрыться до 3 тысяч человек и прожить в течение 30 дней. Сейчас в подземных штольнях проходят экскурсии. Во время нашего визита здесь готовили декорации – «Мосфильм» работал над кинолентой «Человек-амфибия-2».
Балаклава в переводе означает «рыбье гнездо». Местные жители рассказывали, что бывали случаи, когда рыбы в бухту набивалось столько, что её вычерпывали вёдрами, грузили на телеги и удобряли поля.
При всём богатом туристском потенциале города одно наводило печаль: полуразрушенные дома постройки XIX века. Среди них и особняк князя Юсупова, и дом княгини Орловой, в котором лечилась от туберкулёза украинская писательница Леся Украинка…

…Поезд медленно тронулся. Качнулся и поплыл в сторону симферопольский вокзал. Через мгновение и вовсе исчез из виду. Впереди нас ждали сутки пути в душном вагоне, общество своенравной официантки и красный борщ с плохо очищенной картошкой. Впрочем, на эти мелочи мы уже не обращали внимания, с головой погрузившись в воспоминания о самых ярких моментах нашего экстремального свадебного путешествия.

Алексей СОЛОДУН, Yuzle.com

Предыдущая статьяОхота на «Порше»
Следующая статьяЖить или существовать?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь