Еда Франкенштейна

0
4

Придавленные своими многочисленными тяготами и политическими дрязгами, мы прозевали революцию в сельском хозяйстве развитых стран и на мировом продовольственном рынке.В последние годы в США, Канаде, Японии, некоторых европейских странах начато широкомасштабное производство целого ряда модифицированных сельскохозяйственных культур и производство на их основе продуктов питания.
Годом рождения такой чудо-пищи считается 1994-й, когда в США была разрешена продажа трансгенных помидоров с запахом и вкусом свежесорванных. И понеслось. Только за последние два года в мире более чем в 20 раз возросли посевные площади под генетически измененными соей, кукурузой, томатами, рапсом, картофелем. Департаментом сельского хозяйства США одобрены 50 трансгенных культур, которые начали стремительно вытеснять с посевных площадей своих "девственных" предшественников. Генная инженерия, воодушевленная такими успехами, тут же пошла дальше. Еще одним ее достижением стало клонирование, способное совершить революцию уже в животноводстве. Министр сельского хозяйства Японии Накагава лично ел перед телекамерой клонированную говядину, когда население страны узнало, что мясо 66 таких коров уже реализовано через торговую сеть. Недалек тот день, когда польются молочные реки от элитных дойных коров и нас завалят мясом клонированных свиней.
Интервенция GM-продуктов на мировой продовольственный рынок – это реальность и это сегодняшний день. И не надо думать, что россиян, таких далеких от научных вершин и таких зачастую консервативных, все это не касается. Знаем мы это или нет, хотим мы того или нет, но очень существенную долю в нашем рационе составляют плоды генной инженерии. И не думайте, что имеются в виду только чисто импортные продукты. Излюбленный объект генной инженерии – соя, а соевые добавки входят в состав сотен видов готовых продуктов – колбас, кексов, шоколада, майонеза, соусов, приправ… И это прямой путь попадания модифицированной сои в свои, родные сосиски и торты.
С геном скорпиона засуха не страшна
– На международном генетическом конгрессе в 1978 году, общаясь с коллегами в кулуарах, мы мечтали о том, чтобы вырастить такую картофелину, которая бы не уступала по калорийности котлете, – рассказывает доцент курса медицинской генетики Владивостокского государственного медицинского университета, заведующая медико-генетической консультацией краевого клинического центра охраны материнства и детства Валентина Воронина. – Мы, конечно, шутили, потому что тогда трудно было предположить, что генная инженерия уже вскоре начнет буквально творить чудеса. С помощью генной модификации можно изменять потребительские свойства продуктов, делать их более приятными на вкус. Но главная цель даже не в этом, а в стремлении придать растениям устойчивость к определенным видам химических веществ и препаратов, способность не поддаваться влиянию мороза и засухи, добиться большего содержания в них белка, сахара, витаминов, в культивировании других необходимых свойств. Вмешиваясь в деятельность живой клетки, ученые скрещивают даже то, что в природе невозможно (например, гены лягушки и бактерии, рыбы и картофеля).
Валентина Георгиевна доступно объяснила механизм трансгенеза. Транс – значит "через", генез – "перенос" (трансгенез – перенос генов). Из совокупности генов какого-то организма извлекается участок генов, который, допустим, отвечает за устойчивость к высокой или низкой температуре и присоединяется, как правило, к вирусу, который используется в качестве переносчика. Вирус должен внедриться в другой организм и опять-таки в определенное место встроить свою "ношу". Вот так появился картофель, которому нипочем колорадский жук, хлопок с "вмонтированной" в его ДНК способностью вырабатывать вещества, отпугивающие вредителей, соя с иммунитетом к химическим гербицидам, помидоры, которые с геном скорпиона стали устойчивы к засухе, а с позаимствованными у глубоководной камбалы свойствами не скисают. Все это в конечном счете повышает урожайность в несколько раз. В мире животных есть и вовсе удивительные примеры. Выведена свинья с генами… мыши. Казалось бы, зачем? Таким образом американцы добиваются чистоты производства, ведь помет мыши меньше гниет.
Еда или беда?
Руководитель группы генно-инженерной биотехнологии Биолого-почвенного института, доктор биологических наук Виктор Булгаков делится своими сомнениями:
– Занимаясь созданием клеточных культур растений, а в последние годы и с применением методов генной инженерии, я иногда задаю себе вопрос о правомерности техногенного подхода к живой природе. Что нужно делать, а что не нужно и где та граница, за которую уже нельзя переступать? Вредны или безвредны продукты, изготовленные с применением биотехнологий, наука пока не выяснила. Американцы, ссылаясь на многолетний опыт, утверждают, что пагубные последствия давно дали бы себя знать. Замминистра сельского хозяйства США Д. Аарон на конференции в Гааге убеждал своих европейских собеседников, что не было ни одного случая недомогания, отнесенного на счет продуктов, изготовленных с использованием биотехнологий. Ни кашля, ни сыпи, ни головной боли.
Научно-исследовательский институт питания РАМН тоже исследовал влияние генетически измененной американской сои на человеческий организм с точки зрения ее возможной токсичности. Исследования проводились на двух поколениях животных в течение полутора лет. На этом основании сделан вывод о ее безопасности для нас и будущих поколений.
Но если бы все было так просто. Конечно, речь не идет о злонамеренном диктате дьявольской пищи, способной вмиг погубить мир. Но ведь нельзя даже инстинктивно не почувствовать, что подобное дикое вмешательство в природу не может не остаться без последствий. И уже есть результаты, когда крысам, питавшимся трансгенной картошкой, это явно не пошло на пользу: у них уменьшился мозг, претерпели изменения их внутренние органы, резко снизился иммунитет. А откуда такое тотальное наступление аллергии? Даже те, кто приветствует насыщение рынка такими продуктами, не отрицают возможность появления в организме человека при этом сильных аллергенов или токсинов.
В любом случае, как считает Виктор Булгаков, чрезмерное увлечение генетически модифицированными организмами, независимо от их вредности или безвредности, ведет к возникновению доселе неведомых проблем. Весьма вероятно появление супервредителей, которым не страшны обычные средства воздействия на них. Пыльца с генетически измененных растений, стойких к гербицидам, может попасть на другие растения, порождая суперсорняки.
Или взять ту же божью коровку, которая не сможет больше кормиться за счет картофеля. Но ведь она имеет свое место в природе, которая обязательно начнет бороться за то, чтобы выровнять баланс и все поставить на свои места. Что в результате? Высказываются опасения, что широкое использование трансгенных растений приведет к экологическому дисбалансу, и это, возможно, будет одной из проблем в ХХI веке.
Лучше поздно, чем никогда
В мире бурлят дискуссии на острую тему, "зеленые" развернули борьбу против широкомасштабного наступления продуктовых мутантов, а мы только начали узнавать, поток какой еды вытеснил из нашего меню простые и понятные деревенские продукты. Не считающие это ничем настораживающим полагают, что наш консерватизм и отставание пошли на этот раз нам на пользу: россияне не митингуют, не сопротивляются, а спокойно едят то, что поступает на рынок. Да нет, мы все-таки не подопытные кролики и должны знать, что едим. Пусть это, может быть, и в самом деле безопасно, но дайте нам возможность принять решение самим: есть или не есть.
Госсанэпиднадзор наконец-то осознал проблему. С 1 июля прошлого года введена гигиеническая оценка и государственная регистрация генетически модифицированных продуктов, а с 1 июля нынешнего года на таких продуктах должен был появиться значок GM. Необходимость маркировки оговаривается в постановлении главного государственного санитарного врача, в соответствии с которым "запрещается реализация населению пищевой продукции и медицинских препаратов, полученных из генетически модифицированных источников, без соответствующей маркировки потребительской упаковки". Несмотря на однозначность формулировки, ничего подобного нет. А попробуй определи, что это именно тот самый продукт, ведь американские производители генетически модифицированных продуктов на этот счет не предупреждают потребителей, и маркировки у них тоже нет. Откуда же ей взяться у нас?
Руководитель центра по контролю импортной продукции центра госсанэпиднадзора в Дальневосточном регионе на водном и воздушном транспорте Галина Коргун рассказала, что механизм контроля за реализацией сельскохозяйственной продукции и продуктов, полученных на основе генетически модифицированных источников, только отрабатывается, в большей степени пока теоретически. Санитарные службы ориентируются на составленный реестр таких продуктов, информацию о том, из каких стран она может быть ввезена. Во имя спасения голодающих
Ближе всего проблема трансгенных продуктов даже не медикам, а ученым, которые занимаются продуктами питания. Директор Института пищевых технологий и товароведения Дальневосточной государственной академии экономики и управления, доктор биологических наук Татьяна Каленик считает, что по большому счету сопротивляться наступлению таких продуктов все равно что бороться против научно-технического прогресса. Они призваны решить проблему голода в мире, ведь население планеты продолжает расти, а посевные площади – сокращаться. В Африке, Китае, Индии, и не только там, – миллионы голодающих.
У нас тоже очень многие не доедают и голодают, пищевой рацион несбалансирован, мы потребляем недостачно белков. Но для нас ли аргумент о спасении с помощью продуктов из пробирки? А как же заброшенные поля бывших совхозов, загубленное животноводство, кризис сельского хозяйства? Не разумнее ли обратить свои взоры на то, что погубили, и попытаться это возродить? И тогда нам не нужно будет подвергать себя потенциальной опасности, исходящей от непонятных и не изученных пока продуктов-мутантов. Натуральная пища, выращенная нашими фермерами, хозяйствами, в любом случае – это более приемлемый вариант. Во всем мире такая пища ценится несоизмеримо больше.
Ну а уж если на самом деле нет денег, чтобы купить кусок настоящего мяса, в крайнем случае можно перебиться и трансгенным. Но он должен стоить копейки. Пища для голодающих и бедных должна оцениваться только так. На это можно что-то возразить?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь