Легко ли стать психом?

0
18

Вроде бы обычная житейская история зашла слишком далеко.Разборки между соседями по площадке, в которых они уже не могли остановиться, закончились: психбольницей для хозяйки одной из квартир. Правда, после освидетельствования специалистами женщина была отправлена домой с благополучным диагнозом.
Точка в этой истории пока не поставлена. То ли местный психиатр ошибся, то ли в больнице все-таки поторопились отпустить пациентку восвояси. А может быть, очень уж большую настойчивость проявили соседи?
Последнее предположение напомнило приключения ни за что ни про что пострадавшего Шурика из "Кавказской пленницы". Вспомнились и отнюдь не комичные случаи расправы точно таким же способом с политически неблагонадежными диссидентами в собственной стране. Теперь про все партии вместе и про каждую в отдельности можно говорить все что душе угодно. Фронт борьбы переместился в другие плоскости — передел собственности и сфер влияния. Коль по-прежнему легко отправить человека в психбольницу, может быть, нынче с ее помощью расправляются не только с соседями, но и с конкурентами?
Слабоумие — не порок?
— Госпитализировать человека в психиатрическую больницу не добровольно сейчас очень сложно, — не согласился со мной главный психиатр края Владимир Ушаков. — Психиатрическая служба — одна из немногих отраслей медицины, которая регулируется федеральным законом. Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании был принят в 1992 году на гребне развенчивания порочной практики смешивания политики и медицины. Больного без его согласия можно госпитализировать в трех случаях: когда он представляет опасность для себя и окружающих, когда он беспомощен и не способен при своем слабоумии удовлетворить основные жизненные потребности и, в-третьих, когда врач понимает, что существенный вред здоровью пациента будет причинен вследствие ухудшения психического состояния, если его оставить без психиатрической помощи.
Специально оговаривается и порядок психиатрического освидетельствования. Если нет прямой угрозы жизни самого пациента и других людей, то эта процедура может быть проведена только с санкции судьи. Специальным приказом Минздрава определяется порядок взаимодействия между милицией, судом и врачами.
"Пунктик" с тяжелыми последствиями
— Шизофрения — необязательно распад личности, — продолжает Владимир Георгиевич. — У человека может быть один "пунктик", а в остальном это полноценный член общества, возможно, даже яркая личность.
Больны шизофренией, как утверждает статистика, 3 процента населения. Но очень многие не признают этого и, естественно, не лечатся. Нередко родственники тоже изо всех сил стараются не акцентировать внимание на неадекватном "пунктике", который может быть чреват самыми серьезными психическими расстройствами и неисправимыми трагедиями.
…Мать, страстно любящая своего трехлетнего ребенка, в страхе перед ядерной войной думала только об одном — как его спасти. Воспаленный мозг подсказал "выход" — "законсервировать" сына, чтобы потом, когда все закончится, его оживить. Малыш был убит самым близким на свете человеком.
Другая молодая мамаша спрятала младенца "от рэкетиров" в мусоропровод, чем, конечно, обрекла его на гибель.
А вот старушка очень сильно волновалась уже не за чужую жизнь, а за свою собственную — ее преследовали "враги". Притаившись за окном, она бросала в них кирпичи. Обстрел завершился попаданием в прохожего.
К сожалению, можно привести немало примеров, когда психически больного человека не удалось вовремя начать лечить и тем самым предотвратить трагедию. Ведь даже с санкции судьи не всегда есть возможность освидетельствовать человека, который, как предполагают окружающие его люди и врачи, болен. Нет такого закона, который бы позволял взламывать двери.
Представив последствия, когда пациент психбольницы слишком долго избегает лечения и контактов с медперсоналом, начинаешь понимать, что психиатры просто не имеют права на ошибку. Нельзя поспешить с диагнозом, точно так же, как нельзя с ним опоздать.
Этот безумный мир
Но психами в народе называют не только тех, кто имеет чисто психические расстройства, связанные с органическими причинами, но и людей нервных, неуравновешенных, подверженных депрессиям. А можно ли быть спокойным в наше безумное время? Если иметь в виду психосоциальные расстройства, то психом стать уж точно не трудно.
Социальные катастрофы всегда связаны с тяжелыми последствиями для здоровья населения.
— Резкий подъем психосоциальных расстройств пришелся на 1993 год, когда страна переживала пик экономических лишений, — рассказывает Эдуард Вершинин, главный врач организационно-методического и медико-статистического центра департамента здравоохранения администрации края. — Несколько лет общество жило в состоянии хронического психоэмоционального перенапряжения, что привело к росту агрессии, преступлений против личности, изнасилований, всевозможных корыстных преступлений, наркомании, алкоголизма. В условиях массового психоза вслед за увеличением тревоги за судьбу своих детей и близких быстрыми темпами развиваются болезни тела. Известно, что более 70 процентов всех заболеваний напрямую связаны с расстройством нервной системы.
За многие десятилетия мы привыкли хоть к скудной, но спокойной и предсказуемой жизни. И оказались совсем не готовы к стремительной динамике современных реалий, когда не знаешь, что день грядущий нам готовит. Можно даже проследить, как с ростом курса доллара увеличивалось число психосоциальных расстройств. Заметный их подъем наблюдался после финансового кризиса 1998 года.
Веревку лучше отложить
Невротизированные люди дают большой процент самоубийств. Приморье всегда отличалось более высоким уровнем самоубийств по сравнению с центром страны. Во многом это объясняется муссонным климатом — очень жестким для пришлого населения края. В таких условиях снижена не только адаптация иммунной системы, но и сама по себе психогенная адаптация. Сказываются, конечно, и менее комфортные условия жизни.
Медики говорят, что женщины используют наиболее мягкие способы ухода из жизни, оставляющие шанс спастись. Мужчины, решившись на отчаянный шаг, чаще доводят задуманное до конца.
Самоубийство — крайнее проявление стрессового состояния человека. Но такой жуткий способ решения своих трудностей с особой наглядностью подтверждает, насколько остро стоит проблема необходимости повышения психологической адаптированности каждого из нас к изменяющейся жизни. Этого невозможно добиться без хорошо налаженной психотерапевтической помощи. Частные кабинеты, оказывающие такие услуги, открываются, и это хорошо. Но помощь психотерапевта должна быть доступна каждому человеку, и такие специалисты должны вести прием в каждой поликлинике, о чем пока остается только мечтать.
Однако это только на Западе принято при первом же разладе в семье, внутреннем конфликте тут же звонить психотерапевту, чтобы пообщаться, получить облегчение и не разрушать свое здоровье дальше, не наживать язву или гипертонию. Нам же в наследство от социализма остался стереотип, что в трудной ситуации каждый сам в состоянии найти выход. И эта проблема не осознана не только на бытовом, но даже на государственном уровне.
Мало того, по-прежнему считается, что обратиться к психотерапевту и, не дай бог, к психиатру — значит вынести себе приговор. Создается угроза карьере, репутации. А вы попробуйте запишитесь на прием и расскажите об этом кому-то из коллег, родственников или соседей. Не сомневайтесь — настороженный взгляд в вашу сторону и покручивание пальцем у виска за спиной вам обеспечены. Этот рискованный эксперимент еще раз подтвердит, что оказаться психом ни за что ни про что у нас легко и просто.

Предыдущая статьяСказка про иммунитет
Следующая статьяНе душите малыша

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь