Контроль и надзор — услуга платная

0
2

По последним оценкам, бизнес платит государственному аппарату, чиновникам всех уровней 33,5 миллиардов долларов взяток в год, это второй бюджет государства и больше незаконного увода капитала за границу.Говоря о коррупции чиновников, все сразу вспоминают приватизацию и залоговые аукционы, захват олигархами предприятий и целых отраслей с помощью проплачиваемых друзей из органов власти, заказные банкротства предприятий и смену их собственников, получение на продажу ископаемых и квот на продажу сырья за границу, получение разрешений на беспошлинный ввоз и вывоз и другие яркие события нашей экономической жизни.
Однако сейчас, по сообщениям самих бизнесменов, особенно из среднего и малого бизнеса, главную долю в общем объеме взяток чиновникам составляют даяния скромным труженикам контрольных и надзорных служб государства, чья деятельность мало известна широкой публике. Эта «тихая» коррупция составляет 41% рынка взяток по численности и 35% от всего объема взяток за год. На втором месте по объему — 34% — идут взятки при получении лицензий и сертификатов, что также делается с участием контрольных органов, и лишь затем идут взятки налоговым органам — 22% объема коррупционного рынка. Далеко отстают таможенники с их долей в 5% и правоохранительные органы с 4% объема получаемых взяток*).
Деятельность контрольных и надзорных служб сама превратилась в доходный и надежный бизнес, в котором работают с учетом органов федерального, регионального и местного уровня десятки тысяч чиновников. В одних только органах по сертификации товаров и услуг трудятся 30 тысяч человек, а общее число не поддается учету. Только в Москве более или менее официальных контрольных органов 35, а общее число превышает 150. Наиболее известные из них — органы пожарной инспекции, санэпиднадзора, госгортехнадзора, экологического надзора, водоканала, архитектурного надзора, энергонадзора, инспекции по труду. Однако ходят и проверяющие Госстандарта, городских административных инспекций, торговых инспекций, транспортной инспекции, железнодорожного надзора, регистрационной палаты, лицензионной палаты, ГИБДД, управлений МЧС, МВД, милиции, паспортных столов, военкоматов, статистических управлений, несть числа им.
Средний размер взятки, может быть, и невелик — 2,5 тысячи долларов (по сравнению с 3,8 тысячами налоговикам, 4 тысячами таможенникам и 4,7 тысячами долларов чиновникам, выдающим лицензии). Но здесь много мелких подаяний натурой — «образцами» продукции, услугами, угощениями, а главное — косвенными взятками в виде покупки пожарной машины для пожнадзора, ремонта зданий инспекции, отчислений в разные фонды и на другие «благие» дела. И ходят они, в отличие от налоговиков, непрерывно, одно и то же проверяют разные органы, подсылают коллег из других инспекций на предприятия, где легче «взять». Кроме того, инспекторы налагают вполне официальные штрафы, а нередко вообще останавливают производство или налагают арест на продукцию, убытки от чего немерены, и лучше откупиться конвертом в 2,5 тыс. у.е., чем получить остановку производства с многотысячными убытками.
Для предприятий это все выражается во вполне конкретных убытках. По данным исследований, 65% бизнесменов тратят на подкуп различных чиновников от 3 до 15% месячного оборота, а по другим оценкам, предприятия среднего бизнеса вынуждены откладывать десятую часть доходов в виде «черного нала» для откупа от государственных чиновников. Если бы дело было только в деньгах. Бесконечные проверки отрывают руководителей предприятий от работы, создают постоянную угрозу штрафов, остановки производства. В целом бизнесмены называют это бюрократическое давление государства в качестве основного препятствия развитию своего бизнеса: 46% главным препятствием считают «излишнее давление контрольных и надзорных органов» и 43% — «излишнее лицензирование».
Что проверяет вся эта армия чиновников? Действительно, часть проверок направлена на то, чтобы что-нибудь не взорвалось на производстве, не вытек бы хлор или аммиак, не сбрасывали бы неочищенные отходы в реку, не травили бы ядовитым дымом жителей близлежащих поселков, не выпускали бы в продажу водку с метиловым спиртом или зараженное мясо. Все это относится к сфере контроля за безопасностью производства и выпускаемой продукции. Однако, большая часть проверок касается области, где государство, в условиях рыночной экономики, вообще не должно вмешиваться во взаимоотношения производителя и потребителя — потребители сами решают, что им нужно и какое качество они могут себе позволить по своим доходам, а производитель сам выбирает, какое качество позволит ему выдержать конкурентную борьбу и удержать желаемую часть рынка. Одни продают «Мерседесы», другие делают «Оку». Если те и другие безопасны, то выбор за потребителем.
Данные основаны на результатах исследования Рабочей группы администрации Президента РФ по совершенствованию взаимоотношений органов власти с предпринимателями и организациями и на результатах социологического исследования Фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции: социологический анализ».

 

Предыдущая статьяКаковы перспективы "дверного" бизнеса
Следующая статьяОфисные перегородки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь