Ветеран войны Анатолий Титов прислал в редакцию одной из республиканских газет гневное письмо."В прошлом году на собрании в жэс № 15 пригласили жильцов дома № 41 по улице Репина, — пишет Анатолий Михайлович, — и предложили установить за плату металлическую дверь в подъезде. Присутствующие отказались.Через несколько месяцев затеяли на крыльце дома толкучку, а третий штурм жильцов провели в 19 часов вечера, в темноте и снова на крыльце. Но не государство проявляет такую нахрапистость, а так называемый предприниматель…
Необходимо запретить собрания жильцов без представителей жэса или УЖРЭП района. От желающих оплатить установку двери надо получить заявление в письменной форме".
Вроде бы все логично и правильно. Не раз наша газета писала о гласности и информированности в подобного рода делах. Получается, будто какой-то злой недруг, преследуя личные интересы, пытается надуть жильцов. Так ли это? Уточним позицию в вопросе, кому и для чего нужна в подъезде жилого дома металлическая дверь с домофоном?
Да, уж много лет живут в многоквартирных домах и как-то обходились без столь дорогостоящей затеи. К сожалению, воровство, вандализм, бескультурье приняли невиданные масштабы, о чем знает почти каждый жилец. Воруют электросчетчики, антенные усилители, разукомплектовывают лифты. Да, что там лифты — в почтовых ящиках подписчики неделями не находят газет и вынуждены за ними ходить на почту. Хуже того, участились квартирные кражи, разбойные нападения на жильцов, в особенности престарелых и инвалидов. В тех подъездах, где есть выходы на чердак или крышу, вообще творится беспредел. На чердаке поселяются бомжи, а с крыши снимают антенны, воры проникают в квартиры верхних этажей. Правда, не везде и не каждый день такое происходит, но ничего не предпринимать для упреждения преступных посягательств тоже нельзя. Проведенными Министерством внутренних дел исследованиями доказано, что охранная сигнализация, стальные двери с домофонами, двойные запоры и т.д. — наиболее простые и эффективные средства защиты дома. А посему каждый жилец должен сделать выбор: или каждодневно рисковать своим имуществом, или принять, так сказать, личное участие в мероприятии по его сохранности, что, естественно, недешево стоит.
Должен вас успокоить, Анатолий Михайлович, прошли те времена, когда монтаж дверей с домофонами проводили — нередко подпольно — кустари-предприниматели. Теперь этим делом заняты крупные фирмы, как, например, "Белсплат", "Свет" и другие. Они зарегистрированы в горисполкоме, имеют лицензию на право производства именно такого вида работ, платят налоги, создают рабочие места. Договоры и расценки на монтаж контролируются, так что никто не никого не обманывает. Однако плохо: жэсы нужную жильцам информацию очень скудно и несвоевременно распространяют, а собрания проводят от случая к случаю. Отсюда — недоразумения и кривотолки. Коль уж все жильцы отказались от домофонных устройств, нечего навязывать им чью-то волю. Но чаще бывает по-другому: согласие на заключение договора (и только документ дает право на взимание платы за монтаж) дала половина жильцов, остальные колеблются. Причина одна: нет денег, хотя фирмы практикуют четырехмесячную рассрочку платежей. Вот и приходится людей уговаривать, что нередко вызывает обиды и жалобы.
Кстати, об оплате. Два года назад министр внутренних дел В.Наумов направил в правительство письмо с просьбой разрешить жэсам половину расходов по установке домофонных устройств взять на себя. А расходы эти таковы. В подъезде, где 36 квартир, стоимость монтажа — 60-65 тысяч рублей с каждой, а ежели 15 — 105-110 тысяч рублей. Как видим, и тем, и другим весьма кстати была бы коммунальная льгота, проблемы решились бы намного быстрее. Пока решение по этому вопросу не принято, хотя в Минске как-то ухитряются помогать жильцам, в чем заинтересованы и жэсы. В подъездах становится чище, их не посещают вандалы, исправно работают лифты, антенны. На месте электросчетчики.
В домофонном деле есть еще одна немаловажная деталь: нежелательность… отказа. То есть фирма-исполнитель согласна начать монтаж не обязательно при не 100-процентной оплате (например, если из 15 квартир в подъезде 12 согласны работу оплатить). Жильца оставшихся трех не позавидуешь. Им продадут лишь электронные ключи от дверей, а вот в квартирах переговорных устройств с кнопкой открывания дверей не будет. Не перечесть, сколько неудобств "отказники" испытают. Надо постоянно дежурить в входных дверей в ожидании гостей, машины "скорой помощи", сантехника, телемастера. Не просить же каждый раз соседа открывать входную дверь в подъезде.
Но хуже всего другое. Предположим, в многоэтажном доме 6 подъездов. В четырех имеются домофонные устройства, входные двери всегда на замке. А в двух — открыты настежь, заходи, кто хочет. Они-то и станут наиболее желательными для воров и вандалов, о чем нельзя забывать ни на минуту.
Итак, ситуация как будто ясна. Реалии времени таковы, что каждому из нас надо принимать, чего бы это ни стоило, меры по защите дома, где живет. Поверьте, себе дороже будет, ежели этим правилом пренебрегать!