На рынке недвижимости наметилось оживление, которое многие связывают с наступлением весны. Именно в это время года и в докризисный период покупатели охотно принимались за поиски нового жилья.Это легко объяснялось: как правило, жилищная проблема принимает острый характер в семье, когда в ней подрастают дети. Начиная весной «квартирный процесс», клиенты агентств недвижимости намеревались к осени определиться с новым адресом, чтобы одновременно решить проблему устройства ребенка в школу или сад.
Но нынешнее оживление рынка недвижимости совпало с неизбежным выходом из шокового состояния. Ко второй половине марта стало абсолютно ясно: по ценам прошлого года квартиры не продать. И ожидать возврата былого теперь придется неопределенное время. Печальные примеры заставляют львиную долю продавцов снизить цены на квартиры до так называемой покупательской способности. В Бресте произошла показательная история. Нынешней осенью семья выставила на продажу двухкомнатную «панельку» в центре города за 60 тысяч долларов. Нашелся покупатель, который предложил за нее свою цену: 58 тысяч. Хозяева на сделку не согласились, ожидая более выгодных предложений. В итоге квартира оказалась не продана, а сегодня ее стоимость снизилась до 48 000 у. е. И при этом покупатель еще хочет торговаться!
Всего пару месяцев назад риелторы позволяли себе прогнозировать к маю 2009 года падение цены до 1000 долларов за квадратный метр. Час икс еще не наступил, а в Бресте отметка в 1000 у. е. преодолена – в сторону снижения. Если продавец действительно желает найти покупателя, он должен привыкнуть к мысли, что стоимость однокомнатной квартиры сегодня не превышает 30 000 долларов. Стоимость одного квадратного метра в двухкомнатной квартире составляет 900-920 у. е., в трехкомнатной квартире – до 900 долларов. Так как спрос на трехкомнатные квартиры единичный, продавцу рекомендуют привыкать к цене 55 тысяч за «трешку».
Впрочем, рынок – такое место, где всегда имеются варианты. И если в лучшие времена чистая продажа и чистая покупка составляли примерно половину от общего количества сделок, то в период упадка практически все участники рыночных отношений одновременно являются и покупателями, и продавцами. Так как в цепочке все зависимы друг от друга, цена на каждую квартиру может непредсказуемо колебаться.
Профессионалы утверждают: кризисный период, когда идет повальное обрушение цен на недвижимость, — самое время для обмена меньшей площади на большую. Если год назад разница между стоимостью двухкомнатной и трехкомнатной квартир составляла в среднем 10-15 тысяч долларов, то теперь она сократилась до 7-8 тысяч. Так что о переезде на новые метры могут задуматься даже те, кто не мечтал о подобных переменах в жизни.
— В марте мы продали 6 квартир, — говорит директор государственного агентства недвижимости Анатолий Войтович, — в первой декаде апреля ушли 2 квартиры. И сейчас есть несколько вариантов по реальной цене, на которые возможно найти покупателя. Оживление рынка произошло по той причине, что собственники жилья стали более гибкими, люди привыкают к новым условиям. Кризис подсказал и совершенно нестандартные решения жилищной проблемы. Клиенты, в особенности молодые семьи, все больше интересуются загородными домами без удобств.
Чуть ли не самыми востребованными становятся деревянные домики стоимостью до 20 тысяч у. е. в 20-километровой зоне Бреста. Нынешнее поколение не испугать перспективой ходить «до ветру». Оказалось, что водопровод и теплый туалет – не те ценности, ради которых стоит мучиться на съемной квартире или делить одну кухню со свекровью. И если раньше деревянной «рухлядью» народ интересовался лишь с целью завладения участком, то сегодня строение без удобств рассматривается как полноценное жилище. У него действительно много преимуществ: не тянут карман коммунальные услуги, есть «дополнительная площадь» за входной дверью. А современные технические приборы сокращают тяготы быта до минимума, оставляя хозяевам загородных «усадеб» только романтику рая в шалаше.
“Вечерний Брест”