Президент Беларуси Александр Лукашенко разослал 80 крупным российским бизнесменам письмо, в котором изложил свою точку зрения на недавнюю газовую войну.
Президент обвиняет в срыве переговоров по цене на газ Москву. По его словам, "белорусская сторона все время занимала гибкую конструктивную позицию, была готова к приемлемым компромиссам". Однако в Москве, "наши инициативы игнорировались, а наших представителей, включая членов правительства высокого уровня, вынуждали часами просиживать в газпромовских приемных". "Российское руководство святость братских уз оценивает в кубометрах газа и баррелях нефти",— делает вывод президент.
Подоплека конфликта, по мнению господина Лукашенко, заключается в желании Москвы подчинить себе Беларусь, а за газовым конфликтом стоят не столько экономические, сколько политические интересы России, пытающейся "отстроить" руководство Беларуси. Это, по данным Лукашенко, делается с целью заставить Минск "пойти на уступки в ущерб национальным интересам" и "заполучить лакомые куски белорусской собственности". Аналогичное письмо Александр Лукашенко отправил ранее идеологическим оппонентам российских предпринимателей — КПРФ.
Примечательно, что его текст полностью совпадает с текстом письма президента Белоруссии, опубликованного газетой "Правда" 28 июня 2010 года:
Считаю необходимым проинформировать Вас о реальной ситуации, сложившейся по так называемому газовому конфликту между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Это обусловлено тем, что в течение последней недели гражданам наших стран и всему мировому сообществу российскими политиками и СМИ активно навязывался искаженный взгляд на данный вопрос.
Каково же истинное положение дел?
Действительно, за истекший период текущего года образовалась задолженность ОАО «Белтрансгаз» перед ОАО «Газпром» в размере 186,7 млн. долларов США. Это было вызвано тем, что, оплачивая газ по цене 2009 года, белорусская сторона последовательно продолжала переговоры по условиям контракта на 2010 год. Об этом мы договорились с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым еще 10 декабря 2009 года на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Сразу хочу подчеркнуть, что переговорный процесс по вине российской стороны фактически оказался сорван. Хотя мы всё время занимали гибкую конструктивную позицию, предлагали различные варианты взаимовыгодного решения вопроса, были готовы к приемлемым компромиссам. Белорусские инициативы игнорировались, а наших представителей, включая членов Правительства высокого уровня, вынуждали часами просиживать в газпромовских приемных.
Об этом почему-то российские политики и российские СМИ умалчивают.
Не было сказано ни слова также и о другой стороне конфликта — задолженности Газпрома за транзит газа через территорию Республики Беларусь. А она ведь значительно превосходила сумму нашего долга, составляя 259,8 млн. долларов США. Причем в отличие от ОАО «Белтрансгаз», которое производило оплату за газ, ОАО «Газпром» с конца 2009 года не платило за транзит вообще.
Мы сознательно не поднимали тему этой задолженности, поскольку, находясь в переговорном процессе, всерьез рассчитывали на решение всех спорных аспектов в духе настоящего партнерства, о котором постоянно рассуждает российская политическая элита.
В подобном ключе мы говорили с Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства России совсем недавно, 11 июня 2010 года. И договорились, что российская сторона внимательно изучит наши предложения и в течение нескольких дней проинформирует о своей позиции.
Каково же было наше удивление, когда свое решение руководство России сообщило не напрямую нам, своим партнерам, а инсценировало по телевизору в форме «газового» ультиматума.
Но еще большим шоком для белорусов стало то, что срок действия ультиматума и начало «газовой» блокады были назначены на 21 июня — в канун 69-летия со дня начала операции по порабощению советского народа гитлеровскими захватчиками.
Так Россия не поступала даже с менее дружественными странами. Всем известны примеры, когда ОАО «Газпром» молчаливо взирало на накопившиеся годами миллиардные долги других государств.
И такой удар в спину братскому народу сделан в условиях, когда долг российской стороны значительно превосходит белорусскую задолженность.
Наши люди восприняли этот шаг как оскорбление нации и предательство исторической памяти.
Оказывается, что, на словах рассуждая о недопустимости пересмотра уроков истории, российское руководство на самом деле святость братских уз оценивает в кубометрах газа и баррелях нефти.
Мы абсолютно не против прагматичности в экономическом сотрудничестве. Но она должна в равной степени касаться обеих сторон, учитывать весь спектр двусторонних взаимоотношений и соответствовать духу осуществляемых интеграционных процессов.
И, конечно, основываться на неукоснительном выполнении всеми сторонами принятых обязательств, без изъятий, ограничений и произвольного толкования.
Разве последние действия ОАО «Газпром» отвечают таким подходам? Ведь даже после того, как мы своевременно оплатили майскую поставку газа, а на следующий день, 23 июня, погасили всю сложившуюся задолженность, ОАО «Газпром» так и не выполнило свои контрактные обязательства в полном объеме.
Вместо этого занялось поиском различных уловок в стремлении уменьшить сумму своего долга и затянуть сроки его уплаты. А ведь у нас на руках имеются подписанные им акты, где четко указаны тарифы на транзит.
Давайте будем откровенны: неужели за действиями Газпрома во всей этой истории лежит только денежный интерес? Разве пара сотен миллионов долларов может быть решающей для финансового положения одной из крупнейших транснациональных корпораций?
Убежден, что для всех ответ известен. Подоплека конфликта абсолютно в другом. Он лишь часть той недружественной политики, которая на протяжении последних лет планомерно проводится в отношении Беларуси. Достаточно вспомнить недавние «молочные», «мясные», «сахарные», «нефтяные» и иные войны. Я уж не говорю о той целенаправленно проводимой большинством российских СМИ линии, которая приобрела характер настоящей информационной агрессии.
Цель очевидна: «построить» руководство Беларуси, заставить пойти на уступки в ущерб национальным интересам суверенного государства, заполучить лакомые куски белорусской собственности.
Мы, в Беларуси, всё это видим и оцениваем соответствующим образом. Как результат, среди наших граждан, к сожалению, становится всё меньше сторонников глубокой интеграции с Россией. Белорусы начинают относиться к самой близкой для нас стране — России — с настороженностью, ожидая от нее самых непредсказуемых ударов.
Мы, политики, можем и должны сделать всё, чтобы не допустить надлома братских уз и разрыва союзных связей, кропотливо формируемых на протяжении столетий многими поколениями. Ни в коем случае нельзя принести эти святые ценности в жертву индивидуальным амбициям и сиюминутным интересам.
Надеюсь на Ваше понимание и поддержку, на Вашу способность объективно разобраться во лжи и клевете, которые выплескиваются в последнее время на страницах российских СМИ.
Президент Республики Беларусь
Александр ЛУКАШЕНКО.
Эксперты считают отправку подобных писем началом предвыборной кампании господина Лукашенко. "Электорат должен увидеть, что батька изо всех сил сражается за его благосостояние, а ему мешает Кремль",— заявил "Ъ" политолог Алесь Логвинец. С ним согласна и экс-депутат белорусского парламента Ольга Абрамова, которая считает, что белорусский президент пытается "выкатить мяч на российскую половину поля". "Используя доводы Лукашенко, российские коммунисты обвинят собственное руководство в развале проекта братского союза с Белоруссией, что для Кремля будет неприятно",— заявила в интервью газете «Коммерсантъ» госпожа Абрамова.
21 июня "Газпром" сократил поставки газа белорусам, добиваясь таким образом погашения долга за уже поставленное топливо. 24 июня Белоруссия заплатила российской компании 187 миллионов долларов (всего долг белорусской стороны "Газпром" оценил в 192 миллиона долларов). После этого подача газа была восстановлена.
В свою очередь, Белоруссия получила за транзит газа 228 миллионов долларов, однако Минск требует еще 32 миллиона.
Напомним, что 1 июля 2010 года на российской и казахской территории вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. В Белоруссии документ вступит в силу после того, как его подпишет Александр Лукашенко. Как сообщалось 1 июля, у него есть на это пять дней.