Кто поможет приюту?

0
41

Милицейские отчеты последних 4-5 лет свидетельствуют о неуклонном росте детской и подростковой преступности.Известно также, что 2/3 всех подобных преступлений совершают дети из неблагополучных семей.
В сущности — это глубоко несчастные дети, сироты при живых родителях — алкоголиках и наркоманах. Они плохо одеты, часто больны, да и просто голодны. Условия, в которых они живут, порой так ужасны, что в это трудно поверить. Тем не менее, таких семей не так уж мало, как, может быть, думают более благополучные граждане. Только за последние два года в Гродно их зафиксировано 750.
Эта цифра из банка данных Общественного объединения "Центр милосердия — Семья". Его руководитель — Валентина Константиновна Родионцева и ее помощники убеждены, что она далеко не окончательная, и постоянно ведут работу по выявлению новых неблагополучных семей.
Валентина Максимовна — еще в бытность свою директором средней школы № 3 г. Гродно, нередко сталкивалась с подобной проблемой. В 1994 году с проектом организации детского приюта пришла в горисполком.
И хотя сама идея у властей как бы не вызывала сомнений, но реальной помощи ей никто не оказал.
А вскоре ее "чрезмерная" активность стала раздражать чиновников областного, городского и районных отделов народного образования. Ее пытались "задвинуть", не получилось. Зато многие идеи из ее проекта создания приюта плавно перешли в руки тех же чиновников. Валентина Максимовна не жалеет об этом: Бог с ним, с авторством, главное, что идеи воплотились в жизнь — в Гродно при двух детских садиках существуют интернатные группы временного содержания детей, которых забрали у горе-родителей.
Чем больше Родионцева занималась проблемой неблагополучных детей, тем шире становилось поле деятельности. От одного такого ребенка цепочка тянулась к другому, список постоянно пополнялся. Иногда она сталкивалась с ними просто на улице, шла к ним домой (порой это жилище трудно было назвать домом), вызывала "Скорую", чтобы спасти ребенка от педикулеза и истощения. У нее появились помощники, люди разных возрастов и профессий, обычные волонтеры, которые в отличие от некоторых профессиональных педагогов не скажут: "Зачем мне в школе эти чесоточные дети?" Груз правовых проблем взял на себя Вадим Демин — студент факультета правоведения Гродненского университета, во многих вопросах помогает Общественное объединение "Ратуша".
Регистрация “Центра милосердия — Семья” в 1997 году дала возможность иметь в качестве "офиса" маленькое подвальное помещение, телефон. Обращаясь уже не от себя лично, а от общественной организации, Валентина Максимовна рассчитывает на помощь и финансовую поддержку организаций и структур, которые на это способны. С сожалением следует признать, что это самый больной вопрос. Из местного бюджета Центр милосердия не получает ни копейки. Но именно он организует питание 120 детей, находит возможность ежегодно отправить от 30 до 50 детей в лагеря отдыха. Собирает и раздает одежду и питание очень бедным семьям. Осуществляет юридическую помощь в защите прав детей. Порой, чтобы вырвать ребенка из диких условий, выступает истцом на процессе по лишению родительских прав, а затем оформляет его в детский дом или интернат.
Милосердие — категория духовная, но требующая немалых материальных затрат. В отсутствии Закона о благотворительности, который бы гарантировал льготное на-логообложение для спонсоров и тем самым стимулировал вложение денег в проекты, помогающие обездоленным, просителям средств приходится рассчитывать либо на сострадание руководителя предприятия (организации, банка и т.п.), либо действовать сложным путем через Минск. Как известно, при Президенте РБ создан Департамент по гуманитарной помощи, который не только раздает лицензии на право получать гуманитарку, но обладает довольно широкими полномочиями: может через соответствующее министерство "попросить" руководство предприятия оказать помощь Центру милосердия. Система искажена до безобразия, но при жесткой централизации всего и вся о другой мечтать не приходится.
Сейчас Валентина Максимовна со своими помощниками приступает к воплощению большого проекта (в Беларуси такой первый) по организации приюта для детей, которые окончили школу, живя в интернате или детском доме. Отучившись, они обязаны покинуть эти учреждения и вернуться домой (если он есть) или поселиться в общежитии в случае поступления в училище или другое учебное заведение. Но беда в том, что в большинстве своем эти подростки совершенно не адаптированы к жизни. И многие возвращаются в ту же среду, из которой их когда-то вырвали, пополняя армию пьяниц, проституток, наркоманов и, наконец, преступников.
Дом, который создает Центр, будет рассчитан на 70 выпускников детских домов и интернатов. Со своей социально-психологической службой, юридической и медицинской помощью. Предполагается, что подростки смогут пребывать здесь до совершеннолетия, а то и дольше, пока не найдут своего места в жизни. А вот как раз в этом им будут помогать психологи, педагоги, юристы.
Сделан шаг к решению самого главного вопроса — помещения. Центру милосердия предложено использовать двухэтажное здание бывшего садика по улице Лелевеля, 12. Предложил, между прочим, сам председатель горисполкома А. Пашкевич. Правда, когда дошло дело до конкретного договора на аренду, Центру выдвинули очень жесткие условия: здание должно быть реконструировано и приведено в готовность в течение двух лет и за счет средств инициаторов проекта. В противном случае (т.е. если реконструкция не уложится в сроки) отдел образования Октябрьского района г. Гродно расторгнет договор с Центром милосердия без какого-либо возмещения понесенных им затрат.
По предварительным подсчетам реконструкция обойдется в 6-8 млрд. рублей. На что рассчитывает общественная организация, которая сама денег не зарабатывает? Валентина Максимовна по жизни оптимист. Она уверена, что мир не без добрых людей. Помогает же Гродненское Кожобъединение уже второй год кормить детей из бедных семей, нашел же Тонкосуконный комбинат средства, чтобы подарить для тех, кого опекает Центр милосердия, теплые пледы…Определенно, придется действовать и по вышеописанной схеме через Минск, но самые большие надежды у Валентины Максимовны на доброту, сочувствие и понимание обычных граждан.
Разумеется, инициаторы проекта понимают, что один приют не решит всех проблем социальной реабилитации подростков из неблагополучных семей, но это будет начало, за которым, по мнению Родионцевой, должна возникнуть целая сеть таких Домов. Пока этого нет, о действенной помощи одной из самых социально незащищенных групп граждан говорить нельзя.

Предыдущая статьяАгония и смерть одной фабрики
Следующая статьяНекоторые особенности жизни по-американски

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь